Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Для художников
 

Стили и направления в живописи

ДАДАИЗМ (произошло от фр. dadaisme, dada - деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) — модернистское литературно-художественное течение 1916-1922 годов, для которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм. Зародился во время Первой мировой войны в Цюрихе (Швейцария), как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства.
Самые известные дадаисты: Ханс Арп (1886-1966), Марсель Дюшан (1887-1968), Макс Эрнст (1891-1976), Филипп Супо (1897-1990), Тристан Тцара (1896-1963).

Франсис Пикабиа. «Парад Любви». 1917 г.

Марсель Дюшан. «Лица». 1915 г.

Макс Эрнст. «Композиция». 1921 г.

ДЕКАДЕНТСТВО (от фр. decadence, decadentisme - упадок, упадочничество) — собирательное наименование явлений в искусстве, вызванных кризисом традиционных идей и ценностей. Было распространено во второй половине ХIХ - начале XX в. Характерные черты: настроения уныния, пессимизма, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей, неприятие обыденной реальности, принципиальная аполитичность, склонность к иррационализму и мистицизму, смутная тоска по неземному идеалу, нарочитая неясность и загадочность образов, мотивы скепсиса и безнадежности, интерес к эротике, пристальное внимание к теме смерти. Декаденты требовали создания новых форм в искусстве, не предлагая конкретных мер и идей. Философским основанием выступили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, М. Нордау.

Рамон Касас. «Юная декадентка». 1899 г.

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ (от лат. decorо - украшаю) — живопись, созданная с целью украшения интерьера или дополнения к дизайну помещения.

Дэвид Галчутт. «Вот и осень». 2010 г.

Роман Урбинский. «Животные Африки». 2010 г.

Евгения Намаконова. «Декоративный натюрморт». 2012 г.

ДИВИЗИОНИЗМ (пуантилизм) (от франц. division - разделение) — направление неоимпрессионизма, письмо раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем.
Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Жорж Сёра (1859-1891), Поль Синьяк (1863-1935), Анри Матисс (1869-1954), Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Анри Эдмон Кросс, Шарль Теофил Ангран, Максимилиан Люс, Ипполит Птижан, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.

Поль Синьяк. «Сосна в Сен-Тропе». 1909 г.

Жорж Леммен. «Пляж в Хейсте». 1891 г.

ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ — течение в абстрактной живописи, в основе которого лежит имитация приемов китайской и японской каллиграфии. Особенностью иероглифического абстракционизма является манера письма: свободно нанесенные мягкой кистью мазки уподобляются знакам восточной письменности, идеограммам, сграффити, клинописным иероглифам. Совмещая, стилизуя, интерпретируя их, художник создавал свою форму письменности, с помощью которой писал послание людям.

Анри Мишо. «Пустота». 1936 г.

Марк Тоби. «Абстракция №5». 1954 г.

Моррис Грейвс. «Осознание, прогулки, пение в следующем измерении».

ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр. impression - впечатление) — направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине XIX века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Самые известные художники этого направления живописи: Мане, Ренуар, Сезанн, Дега, Моне, Писсарро.

Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 г.

Альфред Сислей. «Лужайки весной». 1881 г.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 г.

ИНТИМИЗМ (фр. intime от лат. intimus - самый глубокий, внутренний) — разновидность жанровой живописи, получившая развитие в работах художников-неоимпрессионистов. «Интимистами» критики называли членов группы Наби, в частности Пьера Боннара и Эдуарда Вюйара, главной темой творчества которых было изображение частной жизни человека, ее неспешно текущих событий, радостей и удовольствий. Сцены семейных обедов, бесед на террасе и прогулок в вечерний час, веселых игр, полуденного отдыха, чтения книг и занятий рукоделием – типичные сюжеты их произведений.
Мастера интимизма: Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Керр-Ксавье Руссель, Феликс Валлоттон.

Пьер Боннар. «Мужчина и женщина». 1900 г.

Эдуар Вюйар. «Завтрак у мадам Вюйар». 1895 г.

Феликс Валлоттон. «Ложь». 1898 г.

ИНФОРМАЛИЗМ (информель) (от фр. art informel – абстрактное, нефигуративное искусство) — направление в абстрактном искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов XX века во Франции. С самого начала в информель наметилось два русла – живописное и рельефное. Если первое использовало традиционную технику живописи (кисти и краски), делая упор на цвет и форму, то второе использовало в качестве основы для картин гипс, цемент, песок, гравий, различные ткани, веревки, выдвигая на первый план вещность и тактильность простых материалов.
Картины информальных художников представляли собой интеллектуальные идеограммы, первобытные наскальные граффити, геологические срезы земли, географические карты, остатки археологических изысканий, окаменелых первобытных животных и т.п. Однако главным и в том и другом направлении были не ассоциации с конкретными реалиями, а создание особых абстрактных миров, увлекающих зрителя в глубины его собственного «я», создание своеобразных «психограмм», возникающих в результате внутренних представлений и переживаний художников.
Мастера информального искусства: Жан Дюбюффе, Антони Тапиес, Эмиль Шумахер, Фритц Винтер, Антонио Корпора, Никола де Сталь, Жан-Поль Риопелле.

Жан-Поль Риопель. «Untitled». начало 1950-х гг.

Николя Де Сталь. «Красные бутылки». 1948 г.

Жан Дюбюффе. «Арабские пальмы». 1948 г.

ИППИЧЕСКИЙ ЖАНР (произошло от греч. hippos - лошадь) — жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.
Известные мастера Иппического жанра – Франц Марк, Эменси, Дмитрий Фабичев и другие.

Николай Егорович Сверчков. «Элегантная наездница». 1864 г.

Константин Баумгартнер-Стойлов. «Тройка лошадей, преследуемая волками». около 1900 г.

Аркадий Александрович Пластов. «Купание коней». 1938 г.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР — жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880-1891 гг.

В.И. Суриков. «Боярыня Морозова». 1884-1887 гг.

Илья Репин. «Арест революционера». 1885-1892 гг.

Николай Самокиш. «Атака конницы. Борьба за Красное знамя». 1929 г.

КАПРИЧЧО (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

Каналетто. «Каприччо с классическими руинами». около 1740 г.

Джованни Паоло Панини. «Архитектурный Каприччио Римского Форума с Философами и Солдатами среди Древних Руин, включая Арка Януса Квадрифрон, Саркофаг Санта-Констанца, Фарнезе Геркулес и Цинциннат». 1745-50 гг.

Юбер Робер. «Каприччио с прачками около руин моста». около 1770 г.

КАРАВАДЖИЗМ — стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Основоположником этого стиля считается Караваджо. Караваджо оказал огромное влияние на развитие европейской реалистической живописи.
Революция Караваджо в области формы и иконографии живописи явилась результатом радикального изменения отношений между художником и внешним миром. Для караваджизма характерны: демократизм художественных идеалов; интерес к непосредственному воспроизведению натуры; драматизация изображения с помощью контрастов света и тени; стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов; крупные планы; монументализация жанровых мотивов; бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов.
Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии; так называемые «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др.) в Нидерландах; Х. Рибера в Испании. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.

Караваджо. «Мальчик, укушенный ящерицей». 1596 г.

Г. ван Хонтхорст. «Поклонение пастухов». 1622 г.

Жорж де Латур. «Шулер с бубновым тузом». 1635-38 гг.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - (от греч. kineticos – “приводящий в движение”) — течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы. Под динамикой объекта понимается не просто его физическое перемещение, а любое его изменение, трансформация, словом, любая форма “жизни” произведения в то время как его созерцает зритель.

Александр Кольдер. «Артиллерийский снаряд». 1972 г.

Кинетические картины Кристин Сур (Kristine Suhr).

КИТЧ (кич) (от нем. kitsch - халтурка, безвкусица, «дешёвка») — термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. По сути, Китч - разновидность постмодернизма. Китч - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к китчу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет, но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В китче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий и откровений.

Китч неизвестного автора.

Китч неизвестного автора.

Китч неизвестного автора.

КЛАССИЦИЗМ (произошло от лат. classicus - образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства, как идеальному эстетическому эталону. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное и неизменное. В каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Николя Пуссен. «Танец под музыку времени». 1634 г.

Жак Стелла. «Минерва с музами». 1640-1645 гг.

Себастьян Бурдон. «Вакх и Церера с нимфами и сатирами». 1640 гг.

КЛУАЗОНИЗМ (от фр. cloison - перегородка) — термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в витражах свинцовыми перегородками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени. Эта манера письма разработана Эмиль Бернаром и Л. Анкетеном в 1887 г.

Эмиль Бернар. «Железные мосты в Аньере». 1887 г.

Эмиль Бернар. «Бретонские женщины с зонтиками». 1892 г.

Поль Гоген. «Жена короля». 1896 г.

КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. construction – построение) — художественное направление в советском искусстве 20-х гг. ХХ в. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

Александра Экстер. «Сатанинский балет». 1922 г.

Феликс дель Марль. «Лучники». начало 1930-х гг.

В.А. Стенберг. Художник киноафиш 1930-х гг.

КОСТУМБРИЗМ (исп. costumbrismo, от costumbre - нрав, обычай) — направление в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки XIX и начала ХХ столетия. Костумбризм зародился в Испании в конце XVIII века и позже распространился по испаноязычным странам Северной, Центральной и Южной Америки. Костумбризм характеризуется особым интересом к народным типам, национальному колориту, а также стремлением к почти документальному описанию природы и быта простых людей. Костумбризм в изобразительном искусстве (особенно в странах Латинской Америки) начался с этнографических и географических зарисовок, постепенно переходя в жанровую и пейзажную живопись. Хотя зачастую костумбристы идеализировали патриархальные нравы и обычаи, а этнографические мотивы превращались у них в идилличные жанровые сцены, однако в целом костумбризм сыграл положительную роль в становлении национально-художественных школ во многих странах.

Мануэль Родригес де Гусман. «Разьяренный бык сбросил пикадора». начало 1850 гг.

Франсиско Прадилья. «Продажа рыбы на пляже в Виго». 1916 г.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus - мысль) — ведущее направление в искусстве 1960-70-х годов, в котором лежащая в основе произведения концепция оказывается важнее художественной реализации; концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. Идею, заимствованную из философии, психоанализа, политики, наконец, самой жизни, можно воплотить любыми способами, в том числе с помощью текстов, видеофильмов, перформансов, объектов. Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности» (site-specific art), когда сам пейзаж становится составной частью произведения. Представители концептуализма - Джозеф Кошут, Дэн Грэхем, Д. Хюблер, Р. Берри, Я. Вильсон.
Произведения концептуализма часто представляют собой только жесты или проекты, указывающие лишь на возможность возникновения искусства. Бесцельная игра - важный компонент концептуального искусства. Такая игра просто активизирует саму жизнь, подтверждает человеческое существование, потому что "искусство как идея" возникает и существует только как продукт человеческой жизни. Московское направление концептуализма наиболее последовательно реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, ТОТАРТ и группы "Коллективные действия" (КД).

Виктор Пивоваров. «Едоки лимонов». 2006 г.

Арсен Савадов. Концептуальное искусство.

Денис Нуньес Родригес. Концептуальное искусство.

КОСМИЗМ (от греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) — художественно-философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как о гражданине Мира, а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Космизм связан с астрономическими знаниями о Вселенной.

А.С. Силин. «Над бездной космоса». 1969 г.

Артур Ахметгариев. «Прибытие». 2014 г.

Сергей Крайнев. «Астероид». 2005 г.

КУБИЗМ (от фр. cubisme, произошло от cube - куб) — модернистское направление в живописи начала ХХ века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Самый известный художник этого направления живописи: Пабло Пикассо (1881-1973).

Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». 1907 г.

Лионель Фейнингер. «Леди в сиреневом». 1922 г.

Владимир Татлин. «Натурщица на кубе». 1913 г.

КУБОФУТУРИЗМ (фр. Cubofuturism) — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, соединившее в себе наработки итальянских футуристов и французских кубистов. Самые известные художники кубофутуризма: Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Иван Клюин, Александра Экстер, Наталья Гончарова, Надежда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Иван Пуни.

Александр Богомазов. «Лесоруб». 1913 г.

Казимир Малевич. «Точильщик». 1913 г.

Л.С. Попова. «Кубический городской пейзаж». 1914 г.

ЛЕТТРИЗМ (от англ. letter - письмо, послание) — направление в модернизме, основанное на использовании изображений похожих на шрифт, нечитаемый текст, а также композиций на основе букв и текста.

Исидор Ису. «Автопортрет». 1952 г.

ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ — одно из течений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационность исполнения. Произведения лирического абстракционизма - воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете. Европейская критика часто использовала термин в качестве синонима неформального искусства или ташизма, американцы - выхолощенной формы абстрактного экспрессионизма.

Элен Франкенталер. «Горы и Море». 1952 г.

ЛОУБРОУ АРТ, ПОП-СЮРРЕАЛИЗМ (психоделика) (от англ. lowbrow - малообразованный, непритязательный) — направление в изобразительном искусстве, возникшее в Лос-Анджелесе в конце 1970-х годов. На становление лоуброу арта повлияли современные молодежные субкультуры, панк-рок, комиксы и другие символы поп-культуры, доводящие знакомые образы до гипертрофированных, сюрреалитичных форм. В связи с тем, что некоторые художники полагают, что название «лоуброу арт» (англ. Lowbrow) несет в себе самоуничижительный контекст, широкое распространение получило название поп-сюрреализм.
Целью поп-сюрреализма является преодоление ограничений, которые навязываются социальными институтами. Использование художественной иллюстрации в качестве основного канала коммуникации направлено на формирование независимого мнения относительно личностных и глобальных проблем, перед которыми стоит человек и человечество в целом. У истоков движения стояли подземные карикатуристы Роберт Уильямс и Гэри Пэнтер, и художники Гэри Байсмэн и Тим Бискуп.

Роберт Уильямс. «Триумф искусства над веществом». 2000 г.

Марк Райден. «Белоснежка». 1997 г.

Тодд Шорр. «Эволюция мужчины». 1994 г.

ЛУЧИЗМ (rayonismus, от франц. rayon – луч) — художественная школа в русском искусстве 1910-х гг. Придумали этот стиль М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова.
Лучизм это абстрактное искусство, основанное на вмещение световых спектров и светопередачи.

Михаил Ларионов. «Лучистый бык». 1913 г.

Наталья Гончарова. «Желтый и зеленый лес». 1913 г.

Бретт Уайтли. «Ночное Кафе». 1972 г.

ЛЮМИНИЗМ (от нидерл. luminisme) — одно из художественных направлений в живописи. Люминизм разделяет акцент на эффектах света с импрессионизмом. Люминизм предшествовал импрессионизму, и художники, которые писали в стиле люминизм, никоим образом не были под влиянием импрессионизма.
Люминизмом называется направление в постимпрессионизме, в котором особое внимание уделяется отображению световых эффектов. Одним из главных представителей этого течения можно назвать бельгийского художника Эмиля Клауса, а также его учеников.

Эмиль Клаус. «Осеннее утро на реке Лис». 1901 г.

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...