Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Фотография
 

Основы композиции в фотографии

«Давайте-ка я вас щелкну!». Конечно, эта фраза из известного мультфильма слегка пугает. Хотя сходства весьма зловещи. И затвор вам есть, и в английском языке это одно и то же слово «shot» – «стрелять» и «shot» – «снимать». В действительности тут нет никакого криминала – речь пойдет о фотосъемке, а конкретно о домашней фотосъемке.

У многих из вас имеется дома хотя бы один фотоаппарат и вы им изредка, а может, и нет, пользуетесь. Давайте рассмотрим, как сделать процесс съемки, а точнее результат от него, более привлекательным.

В процессе съемки многое зависит от того, насколько верно выбраны настройки фотоаппарата. Если тут всё ОК, то снимок выйдет технически качественным, об этом я рассказывал в предыдущей статье «Как научиться правильно фотографировать». Но это не освобождает вас от всего остального, ибо техническая часть вопроса – это только малая часть успешного фото. А что же тогда имеет значение? Правильно! Предмет съемки. А тут уже большое поле для фантазии и различных приемов. В основном это и определяет художественное качество фотоснимка. Т.е. фото может быть технически безупречным, но художественно бессмысленным. Например, снимок обычной водопроводной трубы.

А теперь давайте разберемся, из чего-таки складывается фотокомпозиция. Наверно одним из ключевых моментов является сам момент. Не зря говорят – фотография искусство момента.

 

Момент съемки

Тут нельзя предугадать на 100%, когда наступит этот самый момент. Но все-таки могу привести некоторые рекомендации для получения удачной композиции:

  • учитывайте динамику происходящих событий и в зависимости от нее производите съемку. Чем динамичней сцена, тем более расторопными вы должны быть;
  • постарайтесь свести технические манипуляции с вашим аппаратом к минимуму. Как правило, нужный момент случается именно в это время;
  • если вы видите, то, что происходит – это и есть тот долгожданный момент, надо его не упустить. И, если вы замешкались с фокусировкой, например, не теряйте время – снимайте как есть.

Поэтому надо пытаться предсказать развитие событий, тогда вы будете уже во всеоружии, т.е. готовыми к съемке нужного эпизода и будете там, где это требуется.

Исходя из этого, плавно вытекает следующий пункт.

 

Точка съемки и ракурс

В композиции фотографии многое зависит и от точки съемки, т.е. как расположен фотограф относительно предмета съемки. Тут, конечно, много зависит от вашего вкуса, поэтому попробуйте поснимать с разных точек – с различных расстояний и под различными углами, в том числе не только справа или слева, но и снизу или сверху.

Не следует увлекаться съемкой людей прямо, тогда их лица получатся плоскими и неинтересными.

Угол, под которым производится съемка, и называется ракурсом.

Раз уж речь зашла о людях, то о них и поговорим.

А кем эти люди приходятся фотоаппарату? Предметом съемки. Вот о них и расскажу.

 

Предмет съемки

В зависимости от того, что или кто находится в кадре, фотографии различаются по жанру. Если люди, то это у вас выходит, портрет получился. Набор помидоров с дачи – натюрморт. Сказочный лес – пейзаж и т.д.

Но тут, при кажущейся простоте, встречаются некоторые ошибки. Например, вы фотографируете своих близких на природе, скажем на фоне красивого берега моря. Чтобы показать красоту этого моря вы отошли подальше и нажали на кнопочку. Фото получится отменное, но, увы, на звание портрета оно не претендует. Почему? Люди на таком фото получаются мелкими, их лица практически неразличимы, т.е. люди в этом случае как часть красивого пейзажа. И выходит, что это и портрет не портрет, и пейзаж никудышный, т.к. люди его фактически портят, ибо не совершают логических действий. Другими словами, единой картины, композиции не вышло.

А вот так выглядит, когда крупнее.

Теперь о действии в кадре. Картина обстоит иначе, если вы собрались фотографировать, например, футбольный матч. В этом случае, не смотря на то, что лиц по-прежнему практически не видно, в кадре появляется действие, в данном случае – игра в футбол. И это уже вполне логичная и законченная композиция.

Конечно, самая распространенная и увлекательная съемка – это как раз портрет, т.к. все, кто имеет фотоаппарат, ведут домашний фотоальбом. И я больше чем уверен, что в этих альбомах более 90% фото – это портреты. Но помимо своей распространенности это еще один из самых сложных жанров съемки, т.к. надо сделать так, чтобы человек оставался человеком, а не превращался в статую на фото.

В большинстве случаев при домашней съемке фотограф может сам скомпоновать кадр, т.е. разместить людей по своему желанию. Этим не следует пренебрегать. Нет, абсолютно не обязательно выстраивать всех по росту, если вы, конечно, не в армии. Создать удачную композицию просто, а для этого я рекомендую выполнить ряд следующих действий. Оценив количество людей, и соизмерив с размерами помещения, размещайте их так, чтобы по возможности не было тесно (например, по диагонали комнаты), в противном случае они, чувствуя себя не комфортно, будут скованы. Если получается несколько рядов, то, само собой разумеется, задние ряды должны быть выше передних.

Потом обратите внимание на одежду. Зачем? Чтобы по возможности люди в одежде одинакового цвета не стояли рядом, иначе получатся сиамские близнецы.

Осмотрите общую картину в месте с фоном. Я не думаю, что кому-то понравятся оленьи рога, которые спокойно висели на стене, но оказались в аккурат над головой. Также посмотрите, не падает ли на кого тень от предметов. Особенно это касается лиц.

И, само собой, разумеется, снимайте как можно ближе. Следует также заметить, что для съемки портретов выгоднее использовать выдержки в районе «60». Это сделает лица более живыми.

Но это речь шла о групповых портретах. С единоличными есть некоторые отличия. Здесь, также как и в первом случае, человека надо располагать как можно ближе к аппарату и как можно дальше от фона. Использовать максимальную светосилу объектива, т.е. установить как можно меньшее значение диафрагмы. Тогда должно получиться так, что человек будет в фокусе (резким), а фон – нет (расплывчатым).

Этот прием позволяет позиционировать взгляд на человеке. Плюс к этому при такой компоновке композиции человек, т.е. главное действующее лицо портрета, занимает наибольшую площадь кадра, что также акцентирует внимание. Это, если можно так выразиться, КПД снимка. Только будьте бдительны, проконтролируйте работу автофокуса (если он доступен в вашем аппарате). При ошибке может выйти всё, наоборот, будет в фокусе фон, а человек размыт. Сие будет именоваться браком.

Также необходимо учесть ряд моментов. Например, следует избегать прямых линий пересекающих кадр от начала до конца, независимо от того, как эта линия пересекает. Это разделяет одно фото на два (и более). Избегайте также подрезаний частей тела. Классически разделяют фотографии на фото в полный рост, когда видно человека целиком; по пояс и только верхняя часть туловища – по плечи. Следует оставлять над головой человека некое пространство, чтобы не казалось, что он упирается в потолок. Равно, как не следует «упирать» его лицом в край кадра, тогда отсутствует перспектива.

Посмотрите, как падает свет на людей. Причем от этого во многом будет зависеть результат съемки. Поэтому рассмотрим подробней этот вопрос.

 

Свет в твоем окне

Как вам наверно известно, фотография переводится на русский язык, как светопись. Из сего несложно догадаться, что основой является свет. Итак, а какой же бывает свет? А он разный. Источники света делятся на естественные и искусственные.

Должно быть понятно, что естественным источником света является Солнце, и это самый верный помощник при съемке, т.к. наилучших результатов можно добиться только при солнечном свете. Конечно, дело немного осложняется, если наше светило скрылось за облаками, что приводит к плоскому свету. Стоп! А как свет может быть плоским? Это условное понятие. Дело в том, что облака играют роль матового светофильтра. Они не только ослабляют интенсивность света, но и рассеивают его, делая монотонным. Такое освещение приводит к тому, что исчезают тени из-за отсутствия направленности света. Отсутствие теней делает отображение предметов на фото плоскими и угрюмыми. Вот, как это выглядит:

А вот фото при солнечном свете:

Несмотря на это, интенсивность света даже через облака весьма внушительна.

Возможности искусственного освещения куда скромней. По крайней мере, осветить пейзаж стандартными осветительными приборами не удастся.

Для осветительных целей в фотографии применяются различные лампы: лампы-вспышки; обычные лампы накаливания; галогенные лампы и др. А делается, опять-таки, это для получения светотени. Да-да, именно светотень нам и нужна. Для получения рельефного (объемного) изображения, мало наличия осветителя, его необходимо еще и правильно разместить. Подсветка выполняется не прямо, а под углом. Тогда с одной стороны получается освещенная сторона, а на другой стороне из-за неровностей тела – тени. Это и подчеркивает объем. Только главное не переусердствовать, ибо чрезмерная яркость приведет к столь же чрезмерному контрасту. А теперь о том, как подсвечивать.

При портретной съемке используют несколько осветителей. Так называемый профилирующий свет направляют на лицо человека слева (на рисунке источник И1) под углом около 45°. Как уже говорилось, такой свет создаст объемное изображение, но этого оказывается мало. Необходимо применить еще, как минимум, два светильника.

Источник И2 располагаем справа под углом 30…40°. Причем сила света должна быть меньше, чем у источника И1. Ведь это заполняющий свет, чтобы не появлялось чрезмерного контраста.

Добиться меньшей яркости можно различными способами: установкой менее мощной лампы; установкой рассеивателя в осветитель; увеличением расстояния от источника И2 до объекта.

И, наконец, источник И3 занимается подсветкой фона. А зачем нам фон? А для того, чтобы фон не получился слишком темным, и не создавалось ощущения тяжести снимка. Но перебарщивать с подсветкой фона тоже не следует, тогда получится темным человек.

Есть еще одна польза от фоновой подсветки. Подсвечивается затылочная часть, и общее отображение человека на снимке получается более объемным и хорошо отделенным от фона. Красиво начинают светиться волосы.

Конечно, в повседневной съемке этого делать не стоит, а, если вы обладаете пленочной камерой, то этого делать и не рекомендуется из-за получения желтых фотографий. Но, учитывая сказанное, можно постараться более корректно распорядиться имеющимися источниками света.

Есть еще один нюанс, и носит он технический характер.

Цветовая температура – это параметр, вопреки названию, не имеет отношения ни к теплу, ни к холоду, он характеризует цвет. Т.е. любой цвет имеет определенную цветовую температуру. Чтобы было более понятно, приведу пример. Возьмем два белых листа разной бумаги. Если их рассматривать отдельно, то оба листа кажутся белыми. Но стоит их совместить, как вы увидите разницу – один лист окажется более белым.

Это и характеризуется цветовой температурой. Эта температура измеряется в градусах Кельвина и увеличивается по мере приближения к фиолетовому. Например, у соломенно-желтого цвета значение этой температуры в районе 2700°К.

Чуть не забыл, еще один момент. Старайтесь избегать освещения лиц снизу – получится фото из серии «Их разыскивает милиция».

А теперь переходим к людям.

 

Разговор по душам

В отличие от съемки пейзажей, съемка людей имеет специфическую особенность – их надо подготовить к съемке. Дело в том, что человек, попадая в «нештатную» ситуацию закрепощается, тело, а самое главное лицо, становятся скованными, что негативно влияет на результат съемки.

Поэтому при съемке портретов я советую:

  • не снимать «с ходу». Дайте сначала людям привыкнуть к вам и фотоаппарату;
  • не привлекать к себе повышенного внимания;
  • не произносить «коронной» фразы – «Внимание!». Это моментально сковывает людей;
  • если вы пользуетесь светом (осветителями, люстрами и т.п.), то включите его заранее, чтобы люди привыкли и не щурились;
  • непосредственно перед съемкой постарайтесь сделать так, чтобы люди расслабились, например, расскажите им анекдот или т.п.;
  • не затягивайте процесс, в том числе настройкой аппаратуры. Настройка, помимо удлинения процесса, еще и притягивает ненужное внимание. Люди устанут, и результат будет не ахти какой.

Сложнее дело обстоит с детьми. Хорошо, если это ваш отпрыск, тогда ему не надо будет привыкать к вам. В противном случае придется ждать момента, когда ребенок вам присвоит статус «свой». А до тех пор, пока вы для него «чужой», шибкого успеха можно не ждать. Кроме того, в любом случае ребенок должен привыкнуть к аппаратуре, а на это может уйти много времени, бывает, что не один день.

В общем-то, и для съемки детей подходит большинство выше указанных правил, только тут вам потребуется куда больше внимания и сил уделить ребенку. Надо больше с ним разговаривать в позитивном и веселом настроении.

В некоторых случаях необходимо отступить от указанного правила и, наоборот, настраивать аппаратуру дольше и как можно более показательно, с элементами игры.

Маленьких детей, как правило, снимают «как есть», т.е. в естественной для них обстановке. Никакого усаживания на стульчик! Вообще, ребенок при фотографировании должен быть занят именно своим делом, не заставляйте его, что-либо делать по вашему указанию. Это немедленно вызовет у ребенка недовольство, а, значит, вы лишите композицию естественности, проявится всё та же скованность. Лучше всего заинтересовать ребенка какой-либо игрой, тогда он будет увлечен ею, а значит раскрепощен.

И последнее. Что или кого бы вы не фотографировали, подходите к процессу с фантазией. Надо помнить, что фотография – это в первую очередь искусство, а не техника.

Автор: Юрий Баторгин
Источник: http://mirsovetov.ru

 

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...