Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Лодки, катера, яхты
 

Парусно-моторный швертбот "Орленок"

На парусно-моторном швертботе хорошо совершать ближние и дальние туристские походы, проводить тренировки и соревнования. «Орленок» рассчитан на 4 человека для ближних переходов и на 2 человека для дальних походов. На нем можно передвигаться под парусами, на подвесном моторе мощностью от 6 до 25 л.с., а также на веслах.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

- Длина наибольшая 4,05 м;
- ширина наибольшая 1,55 м;
- высота борта в носу 0,75 м;
- высота борта в корме 0,51 м;
- средняя осадка корпуса без шверта 0,2 м;
- осадка габаритная (со швертом и рулем) 0,75 м;
- грузоподъемность 4 человека;
- вес корпуса без мотора и оборудования 95 кг;
- вес шверта 11 кг;
- вес рангоута 14 кг;
- вес руля 5 кг;
- парус типа «Гуари»;
- площадь паруса 11,18 кв.м;
- материал для паруса — плащ-палатка, фильтроткань или другая легкая плотная ткань;
- детали набора корпуса изготавливаются из сосны, ели;
- обшивка корпуса — березовая фанера 1-го сорта (водостойкая — на бакпленке или авиационная) для днища 5-, для бортов 4- и для палубы 3-миллиметровая.

Таблица плазовых ординат

 

КОНСТРУКЦИЯ ШВЕРТБОТА

Корпус швертбота состоит из набора, обшивки и крепежных частей (рис. 2). Набор — это остов корпуса, к которому крепится обшивка. Он состоит из продольных и поперечных связей. Продольные связи — киль (1), фальшкиль (2), скуловые (3), днищевые (4) и палубные (5) стрингеры и привальные брусья (6) — обеспечивают продольную прочность корпуса. Поперечные связи — семь шпангоутов (7), транец (8) и четыре флора (9) — обеспечивают поперечную прочность корпуса.

В средней части корпуса, между 3-м и 5-м шпангоутами, устанавливается швертовый колодец (10), изготовленный из 8—10-миллиметровой фанеры или досок, обшитых тонкой фанерой. Для жесткости колодец скреплен в нижней части флорами (9), шпангоутами, а в верхней — средней банкой (11) и кницами (12).

Под швертовым колодцем в киле и кильсоне делается прорезь, в которую опускается стальной шверт (19). Он устанавливается в колодец на ось (20) и, разворачиваясь вокруг нее, то опускается под собственной тяжестью (для облегчения плавания под парусами), то полностью убирается в колодец (при хождении под моторами). В нижней части к килю и кильсону крепится кнопом (13) форштевень (14).

Передняя верхняя часть корпуса (бак) от форштевня до волнореза (15) покрыта палубой (16). Открытая часть корпуса, где размещается команда, называется кокпитом. В кормовой части кокпита у транца размещаемся вторая банка (17). Внутри корпуса на флортимберсах шпангоутов и флорах настланы слани (18).

Управляется швертбот рулем (21), который навешивается на транце. Руль состоит из трех частей: баллера, румпеля и подъемного пера.

Для крепления и подъема парусов на швертботе устанавливают рангоут (рис. 3). Он состоит из мачты (22), гика (23) и гафеля (24).

Транец изготовьте из 30-миллиметровых отфугованных досок. Ветви транца соедините в стык и скрепите между листами 5-миллиметровой фанеры клеем и шурупами. Ширина ветвей транца флортимберса — 120 мм, бимса — 130 мм и топтимберса — 80 мм. Между бимсом и флортимберсом прокладывается в стык доска шириной 130 мм.

На первом шпангоуте установите на клею и шурупах водонепроницаемую переборку из 3-миллиметровой фанеры.

Для стрингеров, привальных брусьев, киля и кильсона берется качественная прямослойная сосна. Собирайте набор корпуса на стапеле — доске 40х300х4050 мм, с одним отфугованным ребром. Перпендикулярно отфугованной кромке на боковой поверхности стапеля проведите линии в местах установки шпангоутов (см. рис. 7) и отложите от этой кромки величины:

МАЧТА (рис. 1, 2) ставится у первого шпангоута в башмак (25) и удерживается стоячим такелажем — двумя вантами (26), идущими от топа мачты к бортам, и одним носовым штагом (27). Ванты и штаг натягиваются талрепом (28). К мачте парус крепится передней шкаториной с помощью сергарсов (29). Еик соединен с мачтой деревянными щеками «усов», приделанными на пятке гика. «Усы» охватывают мачту, а их концы скрепляются специальным тросом — бейфутом (противоположный от мачты конец гика называется ноком). К гику крепится шнуровкой нижняя шкаторина паруса.

Верхняя шкаторина паруса крепится к гафелю. Он так же, как и гик, имеет пятку с «усами» и противоположный конец — нок. Поднимается и управляется парус бегучим такелажем — дирик-фалом (30), галсом (31) и гика-шкотом (32). Поднимается парус дирик-фалом — пеньковым тросом (толщиной не менее 15 мм и длиной 7 м), закрепленным на гафеле и идущим через топ мачты к палубе. После подъема парусов дирик-фал крепится на «утке» (33).

ГАЛС — короткая снасть из пенькового троса (диаметром 15 мм и длиной 1—1,5 м) — служит для растягивания паруса по мачте. Он оттягивает вниз пятку гика, а с ним и парус.

ГИКА-ШКОТ (рис. 3) — специальная снасть для управления парусами — трос 6—8 мм, перекинутый через блок на гике и блок, закрепленный на флортимберсе шестого шпангоута.

На швертботе ставится один треугольный парус (грот) типа «Гуари» (рис. 3). Края парусов называются шкаторинами, из которых верхняя крепится к гафелю, нижняя — к гику, передняя — к мачте, а задняя свободная.

Выше уже говорилось, что швертбот может передвигаться без парусов на подвесном моторе или на веслах. Мотор устанавливается на транце с таким расчетом, чтобы антикавитационная плита была ниже днища швертбота на 40—80 мм.

Если ваш мотор нельзя установить на транце, то прикрепите к транцу подвеску, сваренную из стального уголка (30х30 мм). Она даст возможность опустить мотор (рис. 4).

УКЛЮЧИНЫ (35) для весел устанавливаются у шестого шпангоута на привальные брусья (рис. 5).

ВЕСЛА (рис. 6) лучше всего делать из сосновой доски толщиной 40 мм.

ПОСТРОЙКА ШВЕРТБОТА

Прежде чем приступить к постройке корпуса, внимательно изучите теоретический и конструктивный чертежи (рис. 2).

Постройку начните с изготовления шпангоутов. Для облегчения работы по вычерчиванию шпангоутов в натуральную величину на фанерный щит мы приводим запись теоретического чертежа в виде таблицы чисел. Она называется таблицей плазовых ординат.

Вычертив все шпангоуты и транец, приступайте к изготовлению (из сосновых, еловых досок и брусков) их частей для 1-го и 2-го шпангоутов. Бортовые ветви шпангоутов (флортимберсы) выстругайте из досок толщиной 30 мм и шириной у привального бруса 125 мм, а у скулы 80 мм, включая и вырубку для скулового стрингера. Днищевые ветви (флортимберсы) выстругиваются той же толщины, с высотой над килем 88 мм — для 3, 4, 5, 6, 7-го шпангоутов, 120 мм — для 1-го и 2-го шпангоутов и высотой у скулы 50 мм.

Палубные ветви шпангоутов (бимсы для 1-го и 2-го шпангоутов) выстругайте из 25-миллиметровой доски по обводам согласно конструктивному чертежу. Ветви шпангоутов соедините между собой «внакладку» и скрепите клеем «АК-20», казеиновым или «Виам-БЗ» и шурупами 4,5х60 мм.

Полученные отметки соедините плавной кривой, по которой и обработайте стапель так, как показано на чертеже. Затем сделайте в нем вырезы для шпангоутов. Глубина вырезов должна быть такой, чтобы внешняя кромка шпангоута выступала на 40 мм над верхней поверхностью стапеля. Подготовленный стапель установите строго горизонтально на козлы, сделанные из бессортных брусьев сечением 40х100 мм (не выше 1 м).

Собирать корпус лучше всего «вверх килем». Хотя такая сборка требует более сложной установки шпангоутов, но зато соединенный таким способом корпус удобнее для обшивки. Перед тем как установить шпангоуты на стапель, в них делают вырезы для киля и скуловых стрингеров. На закрепленный и выверенный стапель установите все шпангоуты и сделайте контрольную проверку по ватерпасу и отвесу. Затем окончательно укрепите стапель и установите киль.

Киль, связанный с форштевнем кнопом (13) и болтами, вставляют втугую в шпангоуты и крепят к стапелю временно шурупами, а форштевень крепят к передним козлам двумя брусками. Транец закрепите к торцу стапеля тоже временно шурупами. После того как скуловые стрингеры будут поставлены в шпангоуты, обработайте их по шаблону, а затем прикрепите шурупами к шпангоутам. Днищевые к бортовые стрингеры и привальные брусья врежьте в шпангоуты, а транец — по месту их наложения.

При креплении набора корпуса шурупами не забывайте и про клей.

Окончив крепление набора корпуса, зачистите его, строго придерживаясь обводов теоретического корпуса, для чего рекомендуется пользоваться шаблонами шпангоутов.

Обшивают швертбот фанерой после предварительной разметки листов. Фанерные куски выкраивайте с таким расчетом, чтобы обрезанные кромки легли на киль, скуловой стрингер, шпангоут и т. п. Направление волокон фанерных листов должно быть вдоль корпуса.

Располагая листы обшивки, следите, чтобы стыки на днище и бортах не были на одной и той же шпации. Крепить обшивку к набору нужно на клею шурупами 3х26, чередуя их с драночными гвоздями, которые на выходе обкусываются и загибаются. Шаг крепежа обшивки должен быть в пределах 30—35 мм. Когда обшивка будет установлена, к килю и форштевню прикрепите фальшкиль, изготовленный из качественного бруска сосны. При этом предварительно выверните шурупы, скрепляющие стапель с килем. Корпус зачистите, прошпаклюйте, снова зачистите и прогрунтуйте. Затем корпус снимите со стапеля и поставьте на заранее приготовленные (по обводам 2-го и 6-го шпангоутов) кильблоки и доведите его оборудование до конца: установите швертовый колодец, банки, слани, руль, рангоут и настелите палубу.

Закончив постройку корпуса, тщательно зачистите его наружные борта и палубу, прошпаклюйте их, снова зачистите, прогрунтуйте, затем просушите и покрасьте. С окончанием покрасочных работ ставят на шурупах комингс (37) по всему кокпиту, штапик (40), буртик (38), волнорез и рым (39). Все эти детали покройте масляным лаком или эмалитом.

ПАРУС. Его размеры и форма даны на рисунке 3. Технологию пошивки паруса можно разбить на следующие операции:

1) вычерчивание чертежа раскроя и разбивка на швы;
2) определение кусков раскроя и раскрой;
3) разметка и строчка «тела» паруса;
4) обрезка и подшивка шкаторин;
5) постановка бантов и лат;
6) разметка и прометка люверсов и кренгельсов;
7) ликтровка.

Вычертив на бумаге в масштабе 1 : 5 по размерам на чертеже форму паруса, соедините прямой линией нокбензельный угол со шкотовым углом. Полученная прямая линия называется осью паруса. Она служит основным ориентиром при пошивке паруса. От нее ведется построение чертежа. Из галсового угла на ось паруса опустите перпендикуляр — это первый шов паруса. От него вверх и вниз параллельно отложите оси следующих швов. Расстояние между швами определяется шириной материала. Если материал шире 600 мм, то посредине заложите складку в 20 мм ширины. При раскрое паруса эту складку необходимо учитывать как шов.

Разметку длины полотнищ производите от оси паруса на вычерченном чертеже раскроя в натуральную величину на ровном полу или листах фанеры. Накладывая материал на чертеж, мы определяем длины кусков раскроя с учетом припуска на загиб шкаторин, равным 80 мм. Затем размеченные и обрезанные куски полотнища сложите и прострочите «тело» паруса.

Закончив строчку, парус обрежьте с учетом на припуск и подшейте пгкаторины. Банты вырежьте из этого же материала и поставьте их по всем четырем углам на сторону паруса, на которую заложена окантовка. Строчку бантов производите, как показано на рисунке.

По разметкам на рисунке нашейте латы — карманы шириной 60 мм, придающие поперечную упругость парусу. Верхние два кармана-лата идут от задней до передней шкато-рины, а нижний имеет длину 900 мм. В карман (в тугую посадку) вставьте по две планки, изготовленные из качественных брусков прямослойной древесины ясеня или сосны. В каждом углу паруса сделайте отверстия — кренгельсы — диаметром 20 мм. Они нужны для крепления и растягивания паруса на рангоуте. По всей длине шкаторин на 25 мм от внешнего края сделайте отверстия — люверсы — размером не больше толщины карандаша. Кренгельсы и люверсы обмечите суровой ниткой.

Последней операцией по пошивке парусов является ликтровка — обшивка нижней, передней я верхней шкаторин 16—18-миллиметровой веревкой — ликтросом.

Помимо всего выше перечисленного оборудования, швертбот «Орленок» должен быть оснащен двумя веслами (см. рис. 6), двумя веревками диаметром = 20 мм по 10 м, спасательными поясами (или кругами) по числу команды и черпаком для вычерпывания забортной воды из корпуса.

Автор: В. БРАГИН, конструктор швертбота „Орленок"
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...