Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Лодки, катера, яхты
 

Прогулочный катер-глиссер

Модель прогулочно-разъездного катера «Чайка» разработана и сконструирована в кружке судомоделистов Пярнуского (Эстония) республиканского морского клуба. Маленькая копия изящного глиссера типа «Шарпи» имеет многоцелевое назначение: ее можно сделать как неуправляемую ходовую модель с подвесным микроэлектродвигателем типа «Вихрь» и как радиоуправляемую модель весом до 1 кг со стационарным микроэлектродвигателем или двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра до 2,5 см3. Кроме того, теоретический чертеж этой модели, данный в масштабе 1:1, и конструктивные шпангоуты, изображенные в масштабе 1:2, позволяют с определенной творческой доработкой построить настоящий прогулочный катер длиной 4 м.

Поэтому если вы хотите построить настоящий прогулочный катер-глиссер, то вам необходимо сделать перерасчет. Для этого мы рекомендуем использовать «Настенный вертикальный плаз» (см. раздел «Для домашнего офиса») – это несложное чертежное устройство поможет вам быстро спроектировать любые пропорции и наиболее точно отразить их на проекции деталей катера в натуральную величину.

Постройку этой модели можно отнести к категории средней сложности. Набор корпуса состоит из киля, стрингеров и одиннадцати шпангоутов. Причем последний из них является транцем. Шпангоуты 0, 1, 9 и 10 — водонепроницаемые.

Корпус модели сверху закрыт палубой, в которой имеется кокпит с пассажирскими сиденьями и кокпит для установки мотора. Первый с носа ограничен козырьком с брызгоотбойником, с бортов — крыльями козырька и с кормы — спинкой кормового сиденья. Носовая часть козырька наклонена к палубе под углом 38°.

При виде сверху грани козырька образуют с плоскостью шпангоутов тупой угол 156°. На передней, верхней кромке козырька, в пазах, под брызгоотбойником установлено состоящее из двух половин ветровое стекло. Оно закреплено под тем же углом, что и козырек, опирается по бортам на боковины ветрового стекла, которые своей нижней частью врезаны в крылья козырька. Верхняя кромка крыльев последнего и место вреза боковин ветрового стекла закрыты бульбом. На внутренней части козырька с правого борта, за стеклом, расположены рулевое колесо (штурвал) с рулевой колонкой и барабаном. Там же, с левого борта, находится крышка рундучка. На ребра граней ветрового стекла и боковин наложены накладки. На средней из них крепятся верхний ходовой фонарь и зеркало кормового обзора. По носовым углам боковин ветрового стекла стоят левый (красный) и правый (зеленый) отличительные фонари.

Внутри кокпита, между 3 и 6, 7 и 9-м шпангоутами, установлены батарейные ящики. Сверху они закрыты носовым и кормовым сиденьями. Между первым шпангоутом и носовым сиденьем, а также между ним и кормовым сиденьем сделан палубный настил (рыбины).

Обшивку палубы бортов и днища рекомендуем изготовить из бальзового шпона толщиной 1,5—2 мм. Если бальзы нет, то из любого другого шпона, фанеры или плотного картона толщиной 0,5 мм. Для усиления прочности палубы сверху наклеены накладки и палубный буртик. Для предохранения обшивки бортов служат привальные брусья и скуловые бурты. На днищевой обшивке для улучшения глиссирования и придания большей жесткости днищу наклеены четыре продольных редана. На палубе по бортам в районе 3-го и 9-го шпангоутов сделаны швартовные утки. На носовой палубе, в линии ДП, имеется носовая утка. Форштевень окаймлен металлической оковкой.

На транце, у кормового среза, прикреплены на петлях транцевые плиты с изменяемым при помощи талрепа углом глиссирования.

В моторном кокпите для микроэлектродвигателя типа «Вихрь» установите моторную доску (раму).

Рулевое устройство состоит из рулевого колеса (штурвала), рулевой колонки с барабаном штуртроса, четырех блоков и поперечного румпеля, закрепленного подвижно под передней частью кожуха микроэлектродвигателя.

 

ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ

Прежде чем приступить к постройке модели, внимательно ознакомьтесь с чертежами, ее описанием и с терминологией, встречающейся в тексте, и заготовьте необходимый материал. Начав работу, придерживайтесь технологии, приведенной в настоящем описании. Модель в масштабе 1 : 10 рассчитана на подвесной микроэлектродвигатель типа «Вихрь». Если вы решили строить «Чайку» со стационарным микроэлектродвигателем или микродвигателем внутреннего сгорания, то вам необходимо немного творчески доработать ее конструкции (установка моторного фундамента, дейдвуда, отсека для мотора и т.д.).

Постройку лучше всего начать с изготовления шпангоутов, брештука, киля и транца. Переведите с чертежа на картон и вырежьте шаблоны конструктивных полушпангоутов и транца. Затем на фанере толщиной 2 мм вычертите по ним полные шпангоуты и транец. Подобным образом на фанере толщиной 3 мм вычертите киль и брештук, а на миллиметровой фанере — крылья козырька, переднюю и внутреннюю части козырька, боковины и спинки сидений.

В шпангоутах нужно выпилить палубную линию и пазы для стрингеров, карленгсов и киля. В середине шпангоутов, с первого по десятый, сделайте квадратное отверстие (10x10 мм) для стапельной рейки размером 10х10х284 мм. Разметьте эту рейку на шпации по 35 мм, отступая от ее концов на 2 мм. На внутренней части шпангоутов со 2-го по 8-й пропил не доводите до пазов палубных стрингеров (то есть до места крепления бимса с крыльями козырька кокпита). В шпангоутах со 2-го по 7-й выпилите флоры. Внутренний контур (паз) шпангоутов закрепите липкой лентой или бумажными полосками на клею. Затем по порядку номеров укрепите шпангоуты на стапельной рейке, строго выдерживая длину шпаций и проверяя перпендикулярность каждого шпангоута к стапельной рейке. После этого на ней закрепите на клею шпангоуты короткими брусками дерева.

Пока сохнет клей, вы успеете выпилить из фанеры толщиной 3 мм киль и брештук. Пазы шпангоутов, шипы форштевня и транца зачистите надфилем. После обработки брештука в его замки вклейте стрингеры (рейка 3x3) и дайте клею высохнуть. Затем в пазы на киле вставьте на клею нулевой и остальные шпангоуты, собранные на стапельной рейке. Последним приклейте транец и еще раз проверьте точность установки шпангоутов. Киль должен выступать из всех шпангоутов на 6-7 мм, а между 9-м шпангоутом и транцем — на 2 мм. Места соединения шпангоутов и транца с килем еще раз промажьте клеем.

После этого на клею закрепите брештук в шипах форштевня, а в пазах шпангоутов — стрингеры, причем последовательно и с обоих бортов одновременно, от брештука до транца. Потом в скуловых пазах шпангоутов укрепите на клею скуловые стрингеры (рейка 3х3 мм). Когда набор высохнет, вклейте в пазы днищевые, бортовые и палубные стрингеры. Эту работу надо вести с обоих бортов одновременно и последовательно от носа к корме (иначе корпус при высыхании клея может искривиться).

Набор должен сохнуть около суток. Теперь удалите стапельную рейку с внутренними частями 2-8-го шпангоутов. Отпилите рейку у 1-го и 9-го шпангоутов. Шпации от форштевня до 1-го шпангоута заполните пенопластом, который должен выступать над шпангоутами на 5-6 мм. Затем по бортам у 2-го и 10-го шпангоутов закрепите блоки. После этого с обоих бортов наклейте днищевую и бортовую обшивку. Советуем крепить ее на стрингерах мелкими гвоздями, и, чтобы она плотно прилегала к шпангоутам, корпус модели рекомендуем обвязать ленточной или круглой резинкой (нитками, шпагатом). В тех местах, где шпангоуты имеют вогнутость, под обмотку подложите бруски дерева. Корпус тоже сушите не менее суток.

После этого на носовых шпациях вровень с днищевой и бортовой обшивкой срежьте излишки пенопласта. Освободите корпус от обмотки, тщательно обработайте наждачной бумагой, пропитайте снаружи и изнутри нитролаком и дайте просохнуть. Затем покройте корпус хлопковой бумагой на нитролаке (АК-20). Днище обтяните под острым углом к килю, вершиной в нос, а борта — от носа к корме. Корпус сушите не менее 24 часов. За это время из фанеры толщиной 0,5—1 мм вырежьте козырек кокпита (наружную и внутреннюю части), крылья козырька кокпита, боковины сидений, переднюю и заднюю части (спинки) сидений, склейте из фанеры S1 батарейные ящики (размеры по габаритам батареи) и сиденья. Для связей используйте рейки 2x2 мм и кницы. Сиденья изготовьте из мелкопористого пенопласта. После покраски обклейте их декоративной «бархатной» бумагой. Палубные накладки и палубный буртик нарежьте из шпона толщиной 0,5 мм. Рулевое колесо (штурвал) с рулевой колонкой и барабаном, швартовные утки, ходовые фонари изготовьте из алюминия и оргстекла.

После окончательной просушки корпуса приклейте моторную доску (раму) и оборудуйте внутреннюю часть моторного кокпита.

Через отверстие в барабане рулевого привода пропустите капроновую нитку 1 мм, закрепите ее посередине и намотайте по 3-4 витка в противоположные стороны. Длина нитки составляет примерно две длины модели. Свободные концы проведите через блоки и после этого вклейте внутреннюю часть с рулевым устройством. Свободные концы нити натяните, следя за тем, чтобы витки не сматывались с барабана, и закрепите в отверстиях поперечного румпеля.

Для установки транцевых плит (листовой алюминий толщиной 1,5 мм) на транце закрепите четыре петли. Не забудьте о скобах для талрепов. Теперь приклейте палубу, привальные брусья (рейки 3х3), скуловые бурты (рейка 2х2) и днищевые реданы (рейка 3х3).

Наконец, настало время обработать модель наждачной бумагой, загрунтовать жидкой шпаклевкой и покрыть палубу лаком. Грунтовку и лак сушат сутки. После шлифовки корпус покрасьте три раза нитрокраской (снаружи и внутри), каждый раз давая ей просохнуть. Неровности шлифуйте с водой и окончательно полируйте всю модель пастой. Когда вы закончите эту работу, вклейте ветровое стекло и его боковины, наклейте на его ребра накладки, прикрепите ходовые фонари, зеркало кормового обзора, палубные накладки и палубный буртик, носовую и бортовые швартовные утки. Электропроводку от батарейных ящиков к микроэлектродвигателю тяните через 9-й шпангоут.

Для повышения эффективности микроэлектродвигателя типа «Вихрь» трехлопастный винт рекомендуем заменить двухлопастным с более широкими лопастями и большим шагом. Его можно изготовить из алюминия или оргстекла. Откидную ось микроэлектродвигателя необходимо усилить жесткой осью (винтом).

После тою как опробована работа мотора и рулевого устройства, модель можно спустить на воду. Если она не набрала воды, не затонула и красиво побежала по воде, вы можете поздравить себя с успехом.

Главные размерения модели, в мм
Длина наибольшая — 400
Ширина наибольшая — 146
Высота борта на миделе (от ОВЛ) — 67
Высота борта у форштевня — 70
Высота борта у транца — 46
Осадка наибольшая — 30

ТАБЛИЦА ПЛАЗОВЫХ ОРДИНАТ

Сборочные чертежи

Напоминаем, что все расчеты катера даны в пропорциях 1:10, поэтому если вы хотите построить настоящий прогулочный катер-глиссер, то вам необходимо сделать перерасчет. Для этого мы рекомендуем использовать «Настенный вертикальный плаз» (см. раздел «Для домашнего офиса») – это несложное чертежное устройство поможет вам быстро спроектировать любые пропорции и наиболее точно отразить их на проекции деталей катера в натуральную величину.

Автор: О. Шебаршин, г.Пярну. Эстония.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...