Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Азбука Морзе
 

Как быстро научиться азбуке Морзе

Прошло уже почти 150 лет, как Сэмуэл Морзе — изобретатель электрического телеграфа — составил из точек и тире свою знаменитую азбуку, а люди все еще пользуются ею без существенных изменений.

Вероятно, многие из вас знают азбуку Морзе назубок, а тем, кто еще не успел ее выучить, предлагаем сделать это.

В телеграфии эта условная азбука называется кодом Морзе. Но запомнить комбинации точек и тире, соответствующие отдельным буквам, цифрам и знакам, — это еще не все. Телеграфной азбукой Морзе нужно овладеть так, чтобы воспринимать ее без всякого напряжения, так же как обычные буквы при чтении и письме.

Лучше всего усвоить «морзянку» на слух, передавая ее с помощью, телеграфного ключа, которым замыкают и размыкают цепь питания звукового генератора. Его можно собрать по схеме блокинг-генератора на транзисторе V1 и трансформаторе Т1 (рис. 1).

Рис. 1. Принципиальная схема генератора для изучения азбуки Морзе.

Блокинг-генератор представляет собой однокаскадный усилитель с сильной трансформаторной положительной обратной связью. Такое устройство вырабатывают импульсные колебания, близкие по форме к прямоугольной. Длительность импульсов не превышает сотен мкс, а частота их повторения может быть от нескольких герц до сотен килогерц.

При работе телеграфным ключом S1 блокинг-генератор периодически возбуждается и вырабатывает электрические колебания частотой около 1000 Гц, которые воспроизводятся малогабаритной динамической головкой В1.

Генератор выполнен из доступных деталей. Транзистор может быть любым: германиевым, низкочастотным серий MП13—МП16, МП20, МП21, МП25, МП39—МП42 с коэффициентом передачи тока базы не менее 30. А поменяв полярность источника питания G1 на обратную, в генераторе можно применить и транзистор марки МП35—МП38 с любым буквенным индексом структуры n-р-n.

Т1 — выходной трансформатор от любого малогабаритного транзисторного радиоприемника. Динамическая головка В1 рассчитана на мощность 0,1—0,5 Вт и имеет сопротивление звуковой катушки 6-10 Ом (например, 0,1ГД-6). Постоянный резистор — МЛТ-0,5, конденсатор — любого типа.

Рис. 2. Монтажная схема генератора.

Генератор собран внутри подставки телеграфного ключа. Расположение элементов и монтажная схема показаны на рис. 2.

Настройте электронное устройство. Замкните ключ S1 и, подбирая сопротивление резистора R1, добейтесь устойчивой генерации. Испытайте работу генератора и с частично разряженным элементом G1. Тональность звука установите с помощью конденсатора С1.

Если у вас нет малогабаритной динамической головки, воспользуйтесь электромагнитным капсюлем ДЭМШ или ДЭМ-4м. Громкость звучания в этом случае станет несколько ниже, но будет вполне достаточной для тренировок.

Рис. 3. Варианты схемы генератора для подключения дополнительных устройств:
а — УЗЧ,
б — «наушников»,
в — «наушников» с одновременным отключением «динамика»,
г — головных телефонов без регулятора громкости,
д — с регулятором громкости.

Сигнал с генератора можно подать на усилитель звуковой частоты радио-приемника, электрофона или магнитофона через малогабаритный переменный резистор типа СПЗ-4 сопротивлением 1-10 кОм, подсоединив его ко вторичной обмотке трансформатора Т1 (рис. 3а). Резистор R2 — регулятор громкости — установите на боковой стенке основания телеграфного ключа.

К движку регулятора громкости можно подключать также и высокоомные головные телефоны инструктора. Для них установите рядом с переменным резистором гнездо X1 (рис. 3б).

Следующий вариант (рис. Зв) предусматривает автоматическое отключение динамической головки, когда штекер вставляют в гнездо X1.

Если в ваших «наушниках» отсутствует штатный регулятор громкости, советуем воспользоваться схемой, представленной на рис. 3г. Для телефонов, имеющих собственный регулятор громкости, надобность в переменном резисторе R2 отпадает (рис. 3д).

Поскольку обмотка II трансформатора Т1 рассчитана на низкоомный выход, во всех вариантах схем (рис. 3б-д) рекомендуем применять низкоомные головные телефоны (например, ТА-56). Однако и высокоомные телефоны ТОН-1, ТОН-2, ТЭГ-1 тоже работают достаточно громко. Если вы не намерены подключать усилитель, а будете пользоваться одними только «наушниками», конденсатор С2 можно исключить.

Теперь приступайте к изучению телеграфной азбуки. Точке соответствует короткое звучание генератора, а тире — в три раза продолжительнее. Сначала медленно передавайте вразбивку отдельные буквы, следя, чтобы интервал между элементами одной буквы равен был одной точке. Не торопитесь — для начала одна буква за три секунды уже неплохо. При работе с ключом должна двигаться только кисть, а не вся рука.

Потом научитесь передавать и принимать сочетания из двух букв, например АО, НО, ПЕ, ФЕ, ДА, ТЫ, ОН, МЫ и так далее. Помните, что пауза между отдельными буквами равна по длительности одному тире. Не спешите увеличивать скорость. Когда вы будете делать только одну ошибку на сто знаков, можете переходить к словам и предложениям. Интервал между отдельными словами равен двум тире.

Если вы и здесь добились определенных успехов, увеличьте скорость передачи в два раза (то есть одна буква за 1,5 с). А это уже довольно высокий темп.

Азбуку Морзе полезно знать каждому. Она не раз вам пригодится в деле и в игре. Вадь переговариваться можно не только звуковыми сигналами, но и, например, жестами (одна поднятая рука обозначает точку, а две — тире).

Чтобы в совершенстве знать азбуку Морзе, нужно продолжительно и систематически тренироваться, особенно если стараться запоминать знаки механически. Поэтому многие радиотелеграфисты стараются усовершенствовать методы изучения азбуки Морзе. Один из таких методов, с которым мы предлагаем и вам познакомиться, позволяет ее изучить самое большее за два часа.

Рис. 4. Алфавит для изучения азбуки Морзе,

Знаки кода Морзе «восстановлены» в буквы русского алфавита, то есть как бы повторяют контур соответствующей буквы (рис. 4). Эта связь знаков кода с «образом» букв и помогает осмысленно и быстро запомнить телеграфную азбуку.

Взгляните на рисунок. На нем каждая буква повторяется в виде знаков (точек и тире) кода, изображенных в определенном порядке. Например, если буква «в» обозначается точкой и двумя тире, то и саму букву изображают в Том же порядке. Знаки читают слева направо и сверху вниз.

По этому методу особенно легко запоминаются буквы: а, б, г, е, з, й, л, о, р, у, ф, ц, ч, ш, ы, ь, я.

Буквы ж, и, м, и, с, т, х не доведены, но все равно легко запоминаются.

Несколько условно, с дополнительными элементами даны изображения букв: в, д, щ, ю.

Как же с помощью данного метода изучить азбуку Морзе?
Сначала рассмотрите внимательно контур каждой буквы. Затем несколько раз срисуйте с таблицы все буквы алфавита, не забывая о чередовании точек и тире кода (именно в таком порядке и следует рисовать буквы). После того как вы успешно справились с этой задачей, нарисуйте несколько раз алфавит по памяти. Далее напишите по памяти знаки кода Морзе. Если вы не сделали ошибок, подберите небольшой отрывок из книги и напишите его кодом Морзе.

Приступайте теперь к передаче букв и слов на телеграфном ключе.

Авторы: Н. Папков, Е. Савицкий, Е. Юрьев.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

..

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...