Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Что можно сделать из старенького мопеда
 

Велоплуг из мопеда

Сделать мотоплуг или велоплуг одноколесной конструкции, собранной на базе велосипедных частей, довольно несложно.

Устроен он просто: на перевернутую раму от дорожного велосипеда устанавливается двигатель Д-6, а в ее заднюю вилку — самодельное металлическое колесо с высокими грунтозацепами. Во вращение колесо приводится двухступенчатой цепной передачей через промежуточный вал, роль которого выполняет велосипедная каретка. На левом хвостовике ее вала крепится большая педальная звездочка, а на проточенном правом конце — приваренная к своей ступице колесная велозвездочка. Натяжение первой цепи, соединяющей двигатель с большой звездочкой каретки, можно регулировать дополнительным роликом: его ось фиксируется в пазу пластинчатого кронштейна рамы. Вторая цепь, передающая вращение от каретки к колесу, работает на своем прежнем месте, только звездочки поменялись местами: на промежуточном валу — малая, а на ступице колеса — большая. Такая трансмиссия имеет большое передаточное отношение и обеспечивает на колесе необходимый крутящий момент.

Управляется мотоплуг с помощью велосипедного руля, неподвижно зажатого сквозным болтом в передней втулке рамы. При этом остаются на своих местах поворотная рукоятка «газа» и рычаг сцепления двигателя.

Рабочее орудие: плуг, культиватор, окучник — крепится в нижней части рамы, под двигателем — там, где раньше было седло.

Подробнее расскажу о том, что пришлось изготовить самому. Переделка каретки ограничилась проточкой хвостовика вала и установкой рядом с большой звездочкой защитного диска. Ведущее колесо — полностью самодельное. Из стального круглого стержня выточил ступицу — толстостенный цилиндр с отверстием 26 мм, длиной 70 мм и гнездами под подшипники 30 мм и глубиной 10 мм. С одной стороны проточил посадочный поясок для установки звездочки. Посередине длины! ступицы просверлил по окружности шесть радиальных отверстий 6 мм ровно через каждые 60°. Наружную часть колеса получил, сварив в кольцо стальную полосу шириной 60 мм и толщиной 3 мм. Грунтозацепы образованы из 14 отрезков уголков 40х40 мм и стольких же из уголков 15х15 мм, установленных поочередно между ними. Посередине ширины кольца, как и в ступице, проделал шесть равномерно расположенных отверстий 10 мм. Спицы из стального прутка 10 мм и длиной 160 мм имеют на одном конце шип 6 мм, а на другом — резьбу.

Собирается колесо следующим образом. На каждую спицу наворачивается гайка до конца резьбы. Оставшимся резьбовым хвостовиком каждая спица вставляется в отверстие кольца с внутренней стороны. Установив в центре ступицу, вводим в ее отверстия проточенные хвостовики спиц. Теперь, равномерно отворачивая гайки, получаем жесткое и прочное колесо. Если спицы к ступице и кольцу не приваривать, колесо получится разборным и с одной ступицей можно будет использовать разные наружные кольца.

Единственный недостаток велоплуга, особенно заметный при обработке плотного грунта, — неполная загрузка ведущего колеса. Пришлось установить над осью дополнительный груз. Кронштейном ему послужил задний багажник от того же велосипеда.

Рис. 1. Устройство велоплуга:
1 — руль, 2 — топливный бак, 3 — рама, 4 — большая звездочка промежуточного вала (педальная звездочка велосипеда), 5 — малая звездочка промежуточного вала (колесная велозвездочка), 6 — дополнительный груз, 7 — ведущее колесо, 8 — звездочка колеса, 9 — рабочее орудие, 10 — двигатель.

Рис. 2. Трансмиссия мотоплуга:
1 — двигатель, 2 — выходная звездочка двигателя Z = 10, 3 — велосипедная цепь, 4 — малая звездочка промежуточного вала Z = 16, 5 — большая звездочка промежуточного вала Z = 48, 6 — ведущее колесо, 7 — звездочка колеса Z = 48.

Рис. 3. Узел промежуточного вала:
1 — большая звездочка, 2 — каретка в сборе, 3 — малая звездочка, 4 — ступица, 5 — стопорный болт.

Рис. 4. Ведущее колесо:
1 — грунтозацеп, 2 — кольцо колеса, 3 — гайка спицы М10, 4 — спица, 5 — звездочка, 6 — рама, 7 — ступица колеса, 8 — подшипник, 9 — ось колеса, 10 — гайка оси.

Автор: В.А. Заец. Харьковская обл., Украина
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо