Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Что можно сделать из старенького мопеда
 

Грузовой мопед

И по дрова, и в магазин можно отправиться на самодельном мотогрузовичке.

Транспортных работ в приусадебном хозяйстве не счесть! То нужно привезти мешок картошки или вязанку дров, то съездить за газовым баллоном или в магазин строительных материалов. Словом, хорошо бы иметь в хозяйстве небольшой грузовичок.

Хочу предложить вам сделать трехколесный грузовик на базе старенького мопеда или мокика.

Посмотрите на чертежи. Как видите, сам мопед изменится незначительно. Аккуратно отрезается рулевая колонка и заменяется другой, сделанной по нашим чертежам. При этом используются многие детали мопеда — подшипники, конусы, подшипниковые чашки. Поскольку новая рулевая колонка длиннее старой, да и к тому же нагрузка на нее возрастет, снизу ее подкрепляют подкосом, вырезанным из стальной трубы диаметром 30х2 мм.

Основанием грузового блока служат согнутые в виде буквы Г две стальные трубы диаметром 30х3 мм, соединенные в верхней части двумя мостиками, конструктивно схожими с мостиками передней вилки мопеда, а внизу — тремя поперечинами, вырезанными из стального швеллера сечением 30х40х3 мм. Соединяются мостики и поперечины с трубами сваркой. Надо только учесть, что приваривать поперечины к основанию следует лишь после того, как на трубы будут надеты рычаги подвески.

Качалки подвески сваривают из труб диаметром З0х2 мм, в качестве шарнира используют отрезки труб с внутренним диаметром 30 мм, стяжка выполнена из трубы с внешним диаметром 20 мм. Ось переднего колеса по конструкции почти аналогична штатной.

Чтобы шарниры качалки были строго соосны, сварку надо вести с использованием оправки — трубы с внешним диаметром 30 мм. Шарниры надеваются на трубу и фиксируются на ней медной или алюминиевой проволокой. Далее качалка приваривается к шарнирам сначала в двух-трех точках, а затем, когда вы убедились, что все в порядке, окончательно.

Качалки, надетые на трубы основания, фиксируются во избежание осевого перемещения с помощью двух стальных шайб, привариваемых к трубам основания в двух-трех точках.

Кузов мотогрузовичка собирается из листов фанеры. Для основания подберите лист попрочнее, например толщиной 10...12 мм. Борта можно сделать из фанеры потоньше — 6 мм. Сборку лучше всего вести с помощью дюралюминиевых уголков сечением 30х30х2,5 мм и винтов с гайками. Для большей прочности и долговечности советуем соединительные уголки расположить как снаружи, так и изнутри кузова. Борта также следует окантовать уголками.

После предварительной сборки кузов разбирается, фанерные детали зачищаются, тщательно пропитываются горячей олифой и окрашиваются в два-три слоя масляной краской. Дюралюминиевые уголки красить не надо — после сборки они только украсят грузовичок.

Для кузова потребуются также три поперечины, с помощью которых его монтируют на основании. Сделать их можно из сосновых досок сечением 40х80 мм и соединить с дном кузова на гайках и шпильках с резьбой М6.

Готовый кузов собирают на основании так, чтобы каждая из поперечин совпадала с соответствующим ей ложементом-швеллером. Крепится к ним кузов с помощью длинных болтов с резьбой М6 или на шпильках.

«Передний мост» грузовичка оснащен простейшим, но достаточно эффективным амортизатором из двух теннисных мячей. Они расположены между качалками и средней поперечиной. Фиксируются мячи с помощью консервной банки (на чертеже не показана), которая крепится к поперечине шурупами. Высота банки должна быть несколько меньше диаметра мяча, а диаметр — чуть больше. Чтобы качалки подвески не выходили из контакта с мячами-амортизаторами, предусмотрены возвратные пружины, навитые из проволоки марки ОВС диаметром 2,5 мм на оправке диаметром 15 мм.

Управлять мини-грузовичком несколько сложнее, чем мопедом. Возрастает нагрузка на руль при поворотах, да и при езде по прямой его надо крепко держать.

Для облегчения можно установить пружинные демпферы, которые бы помогали возвращать руль в нейтральное положение. Жесткость пружин придется подбирать экспериментально.

Передние колеса мотогрузовичка желательно оснастить грязевыми щитками. Фара устанавливается на кронштейнах из листовой стали, закрепленных сваркой на руле. Ну и, наконец, ведомую звездочку грузовичка лучше иметь побольше — это хоть и уменьшит максимальную скорость машины, зато увеличит тяговые характеристики.

Конструкция грузового мопеда на базе мокика «Карпаты»:
1 — мокик класса «Карпаты», 2 — подкос (труба диаметром 30х2 мм), 3 — косынка (стальной лист толщиной 3 мм), 4 — рулевая колонка (труба, диаметр которой соответствует рулевой колонке мокика), 5 — кронштейны крепления фары (стальной лист толщиной 2 мм), 6 — мостики рулевой колонки (стальной лист толщиной 3 мм), 7 — руль (от мокика «Карпаты» или самодельный из трубы диаметром 22х2 мм), 8 — кузов (собирается из фанерных листов: дно — из листа толщиной 10...12 мм, борта — из листа толщиной 6 мм, сборка с помощью дюралюминиевых уголков 30х30х2,5, окантовка борта — из такого же уголка), 9 — возвратная пружина (проволока диаметром 2,5 мм, внутренний диаметр — 15 мм), 10 — поперечина (3 шт., сосновая доска сечением 40х80 мм), 11 — качалка подвески (сварена из трубы диаметром 30х2 мм, ось — в соответствии с размерами штатной оси колеса мокика, шарниры — из отрезков трубы с внутренним диаметром 30 мм), 12 — амортизатор (теннисный мяч), 13 — передние колеса (от мокика «Карпаты»), 14 — гайка крепления колеса, 15 — основание грузового блока (стальная труба диаметром 30х3 мм), 16 — ложементы поперечин (стальной швеллер 40х30х3 мм).

Автор: З. Славец
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо