Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Что можно сделать из старенького мопеда
 

Инвалидная мото-коляска из мопеда

Люди, потерявшие возможность самостоятельно передвигаться, обречены на заключение в четырех стенах. А ведь им нужно и в магазин попасть, и на прогулку хочется...

Предлагаем вариант мото-коляски, спроектированный на базе универсального силового блока, о котором уже шла речь в предыдущих статьях нашего сайта.

Наша мотоколяска — машина сочлененной схемы: кресло соединяется с силовым агрегатом с помощью шарнира. Внешне он напоминает рулевую колонну обычного мопеда или мотоцикла, а конструктивно представляет собой стальную трубу с запрессованными в нее бронзовыми или фторопластовыми втулками. С помощью двух стальных косынок и стыковочного фланца он соединяется с ответным стыковочным фланцем рамы силового блока.

Вторая часть шарнира напоминает рулевые мостики передней вилки мопеда. Вырезаются они из стального листа толщиной 4 мм и привариваются к передним подкосам кресла. Соединяются мостики с рулевой колонной при помощи длинного болта диаметром 10—12 мм и гайки с шайбой. Такой шарнир можно собрать из деталей любого старого мопеда, используя и «фирменные» шариковые подшипники.

Кресло соединяется с осью мотоколяски посредством передних и двух задних подкосов.

Ось кресла стальная труба диаметром 30x2,5 мм. соединенная сваркой с двумя полуосями — ступенчатыми валиками. Их больший диаметр равен внутреннему диаметру трубчатой оси, а меньший — посадочному диаметру подшипников передних колес. На конце валика нарезается резьба для фиксации колеса на полуоси шайбой и гайкой.

Каркас кресла сгибается и сваривается из стальных труб диаметром 25x2,5 мм. Сиденье и спинка — из дюралюминиевого листа толщиной 2,5 мм, подушка спинки и сиденья — из поролона толщиной около 50 мм, обшивка — из искусственной кожи или дерматина. В нижней части сиденья сваркой закреплена площадка для ног. Она состоит из трубчатой прямоугольной рамки, на которой винтами зафиксирована обшивка из дюралюминиевого листа толщиной 2—2.5 мм. Сверху площадка оклеена рифленой резиной.

Передние колеса — от любого мопеда. Для фиксации неподвижной части тормозного барабана к их осям привариваются упоры — стальные трапециевидные пластины из листа толщиной 10 мм.

Управляется кресло с помощью руля, жестко соединенного с силовым блоком. Напомним, коляска поворачивает направо, когда руль повернут налево.

На руле монтируются все органы управления: на правой рукоятке — ручка управления дроссепьной заслонкой карбюратора (ручка «газа») и рукоятка тормоза, на левой — ручка управления муфтой сцепления и рукоятка переключения коробки передач.

Запуск двигателя осуществляется с помощью доработанного кикстартера: на месте педали пускового устройства установлен выточенный из дюралюминия шкив, на который наматываются два-три витка капронового шнура толщиной около 8 мм. Свободный конец шнура снабжен удобной рукояткой. Достаточно дернуть за рукоятку пускового устройства да на четверть хода повернуть рукоятку «газа», и двигатель запущен.

Скорость мотоколяски — окопо 20 км/ч. Это даже многовато для машины с такой короткой базой, не имеющей амортизации. Поэтому ездить на такой скорости рекомендуем лишь по хорошему асфальту.

Торможение осуществляется двумя передними колесами с приводом от одной рукоятки. Чтобы подсоединить к ней два тормозных троса, придется закрепить на тормозном рычаге накладку и упор. Если предполагаете использовать движущееся кресло на городских улицах, оснастите его световыми приборами: фарой, задними габаритными огнями и катафотами-отражателями. Неплохо бы установить на коляске и звуковой сигнал от мопеда.

Конструкция инвалидной мотоколяски:
1 — универсальный силовой блок с двигателем типа В-50; 2 — спинка сиденья (дюралюминий толщиной 2,5 мм, оклеенный поролоном и искусственной кожей); 3 — рама кресла (стальная труба диаметром 25x2,5 мм); 4 — подушка сиденья (листовой дюралюминий толщиной 2,5 мм, оклеенный поролоном и искусственной кожей); 5 — рукоятка управления (справа — ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора и ручка тормоза, слева — ручка управления муфты сцепления двигателя и ручка переключения коробки передач); 6 — косынки-переходники (стальной лист толщиной 2,5 мм): 7 — рулевая колонка центрального шарнира (стальная труба диаметром 30x2,5 мм с бронзовыми или фторопластовыми втулками); 8 — задний подкос (стальная труба диаметром 25x2,5 мм); 9 — передний подкос (стальная труба диаметром 25x2,5 мм); 10 — нижний подкос (стальная труба диаметром 20x2,5 мм); 11 — площадка для ног (рамка — из трубы диаметром 20x2,5 мм, площадка — из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм, оклеенного рифленым резиновым ковриком); 12 — поперечина (стальная труба диаметром 20х2,5 мм); 13 — опора подушки сиденья диаметром 30x2,5 мм с двумя вваренными в нее стальными полуосями; 14 — полуоси (стальные трубы диаметром 25x2,5 мм); 15 — рулевой рычаг (стальная труба диаметром 22x2,5 мм); 16 — передние колеса (от мопедов типа «Рига» или «Карпаты»); 17 — упор тормозного барабана (стальная пластина толщиной 10 мм); 18 — мостики центрального шарнира (стальной лист толщиной 4 мм).

Автор: З. Славец
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо