Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Стройка и Ремонт
 
Домашние технологии приготовления стройматериалов

Лаки, краски, олифы, эмали, сургуч
Способы приготовления и применения

Приготовление олифы

1. Олифа без варки. Так как варка олифы требует специального котла и опасна в пожарном отношении, приводим способ приготовления олифы без варки. На 20 льняного масла берется 1 глёта (окиси свинца) и 1 свинцового сахара (уксуснокислой окиси свинца). Свинцовый сахар растворяют в небольшом количестве воды. При обыкновенной комнатной температуре потребуется 2 воды, а если взять горячую воду, то значительно меньше. В раствор свинцового сахара прибавляют половину назначенного глёта и взбалтывают смесь. Оставшуюся дозу глёта старательно растворяют с небольшим количеством льняного масла. Когда глёт хорошо растерт с маслом, то приливают к нему остальное льняное масло и продолжают размешивать, затем приливают упомянутую выше смесь свинцового сахара и тщательно размешивают около 2 часов, после чего дают смеси отстояться. Масло всплывет наверх, а внизу отстоится вода с растворенными в ней свинцовыми солями. Тогда масло сливают и фильтруют сквозь полотно. Получится светлая, прозрачная олифа, несколько более жидкая, чем вареная. Такая олифа всегда содержит в себе небольшое количество свинцовых солей, являющихся нежелательными для светлых масляных красок, так как свинец имеет свойство темнеть с течением времени. Объясняется это тем, что свинец соединяется с сероводородом, содержащимся в испорченном воздухе. Чтобы удалить свинец из олифы, поступают следующим образом: берется 25%-ный раствор серной кислоты, вливают его в олифу и размешивают в течение получаса. Сначала олифа мутнеет и принимает молочный оттенок, но вскоре снова делается прозрачной, а свинцовые соли оседают на дно.

 

2. Отбелка льняного масла:

а) отбелка производится при помощи нагревания, для чего сырое масло в течение получаса держат при температуре. 275°С. Чем быстрее производится такое нагревание, тем быстрее и совершеннее будет происходить свертывание белковых веществ. Это свертывание лучше всего происходит при температуре 275-310°С. Но, несмотря на все вышесказанное, лучше производить нагревание масла медленно, пока не прекратится вспенивание. После нагревания масло оставляют охлаждаться, причем осадок, имеющий светло-коричневую окраску, опадает на дно. Тогда масло можно слить или профильтровать. Если нагревание производится в железном котле, то масло приобретает красноватую окраску наподобие окраски олифы; если же нагревают его в алюминиевом котле, то в результате получается светлое желто-янтарного цвета масло (по Скотту);

б) смесь равных частей сырого масла и горячей воды пропускают в пар в течение 1-2 часов. После этого маслу дают отстояться. Тогда вода соберется на дне сосуда, прозрачное масло всплывет наверх, а осадок займет среднее положение между водой и маслом. Через 5 дней прозрачный слой масла спускают в котел и нагревают в течение 2 часов до 100°С., чтобы удалить оставшуюся воду. Рекомендуется перед пропусканием пара прибавлять к смеси масла и воды 1%-ной серной кислоты. Этим способом производится одновременно и отбелка масла, которое, кроме того, гораздо быстрее осветляется.

Можно также прибавлять еще несколько фунтов сукновальной глины или сернокислого барита, которые увлекут на дно осадок и сократят, таким образом, время отбелки. Осадок этот можно употреблять на приготовление замазки, и мастера, выделывающие ее, с удовольствием приобретают эти осадки. Масло, обработанное по этому способу, имеет очень светлую окраску;

в) взбалтывают 250 льняного масла в стеклянной колбе с раствором 5 марганцово-кислого калия на 125 воды, оставляют стоять в течение 24 час. в теплом месте и затем прибавляют 7,5 измельченного сернисто-кислого натрия, а после полного растворения 10 соляной кислоты. После того как смесь при хорошем помешивании обесцветится, масло промывают водой, к которой прибавлено немного мела, до тех пор, пока реакция стекающей йоды не перестанет быть кислой; для освобождения же от воды масло фильтруют через безводную глауберовую соль.

 

3. Сиккатив:

а) прежде всего отмыливанием льняного масла натровым щелоком приготовляют возможно более нейтральное мыло, растворяют его в измеренном количестве воды, к которой можно прибавить немного алкоголя, и вливают, размешивая, раствор марганцового купороса до совершенного разложения мыла. При этом получается мягкое мыло желто-медового цвета, которое поглощает весьма легко и быстро кислород из воздуха, окрашиваясь при этом в темно-бурый цвет, и растворяется во многих веществах. Оно растворяется во всех отношениях в льняной олифе, которая после смешения с незначительным количеством такого марганцового мыла приобретает свойство сохнуть весьма быстро. Лучше всего для достижения последней цели употреблять раствор марганцового мыла в равном по весу количестве льняной олифы. Затем нагревают его осторожно с небольшим количеством олифы до испарения всей воды;

б) другой сиккатив, предохраняющий белую цинковую масляную краску от потемнения, приготовляется прибавлением 1,5 кг смеси из 1 серномарганцовистой соли, 2 уксусномарганцовистой и 97 углецинковой соли к 100 г льняного масла, которое нагревалось предварительно 10 часов до 180-200°С. Полученная таким образом олифа светла и высыхает в 10 часов.

 

Еще способы приготовления олифы

1. Способ. Смешивают 300 г свинцового глета, 300 г сурика, 450 г свинцового сахара. Эту смесь кладу в мешок из плотного холста и погружают в котел или кастрюлю наполненную 30 л льняного масла и 30 л воды. Кипятят до тех пор, как воды испарится и фильтруют через войлочный фильтр.

2. Способ. Тот же, что и 1, только вместо глета берут сернистый цинк.

3. Способ. 100 кг льняного масла нагревают до 200С, прибавляют 2 кг марганцовки и 2,5 кг серной кислоты. Затем добавляют известковое молоко и фильтруют.

4. Способ. 100 кг льняного масла нагревают до 150С, прибавляют 2 кг марганцовки, варят помешивая 30 минут. Получается блестящая олифа.

5. Способ. На 100 кг вареного подсолнечного масла берут 2 кг марганцевого линолета. Этой олифой обрабатывают дерево, стекло, пластмассу и другие материалы.

6. Способ. 100 кг льняного масла нагревают до 130-140С, добавляют 60 кг минерального (солярного, вазелинового) масла, перемешивают и прибавляют 8 кг свинцово-марганцевого резината.

7. Способ. 40 кг канифоли растапливают и прибавляют 60 кг керосина (осторожно!) и примешивают 5 кг свинцево-марганцового резината и 10 кг льняного масла.

8. Способ. 75 кг канифоли, 100 кг керосина (нагревают осторожно!) помешивая добавляют 2-5 кг жженой извести и 3-5 кг воды (известковое молоко).

9. Способ. 6 кг столярного клея варят с 50 кг керосина (выступающую при варке пену удаляют), затем прибавляют 25 кг канифоли. Эту олифу можно размешивать с различными красками и обрабатывать дерево, железо, кирпич, стекло и др. материалы - получается блестящее прочное покрытие.

10. Способ. 50 кг канифоли, 4 кг гашеной извести, 6 кг льняного масла, нагревают и добавляют 10 кг минерального (солярного или вазелинового) масла и 13 кг скипидара.

11. Способ. 58 кг канифоли, 2,9 кг гашеной извести, 2,9 кг кальценированной соды расплавляют до полной прозрачности и добавляют 48,3 кг минерального масла, 33,9 кг льняного масла, 80 кг скипидара.

12. Способ. 10 кг канифоли, 4 кг кристаллической соды, расплавляют и оставляют только осадок к нему добавляют 200 кг смоляного масла, размешивают, фильтруют через ткань, дают остыть и добавляют 500 г марганцовки и 10 кг скипидара.

Вес всех компонентов для приготовления олиф указаны в произвольной форме.

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...