Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Стройка и Ремонт
 
Домашние технологии приготовления стройматериалов

Лаки, краски, олифы, эмали, сургуч
Способы приготовления и применения

Приготовление сургуча

Хороший сургуч должен иметь красивый цвет, ярко гореть, не сильно коптеть и не прилипать к печати. Сургуч приготовляется след. способом: сначала расплавляют шеллак или канифоль в чугунном эмалированном котле, при постоянном помешивании, затем прибавляют терпентин, после чего в эту расплавленную массу всыпают тонкой струей, не прекращая помешивания, смесь других веществ; мел, сернобариевую соль, краску и пр.

Сургуч красят обыкновенными минеральными красками (киноварью, охрой, хромовой желтой), но для более ярких цветов употребляют также растворяющиеся в жиру анилиновые краски. При выборе красящих веществ нужно обращать внимание на их нечувствительность к температуре расплавленной смолянистой массы.

Когда вся смесь станет однородной, выливают немного массы на холодную жестяную пластинку, на которой сургуч быстро застывает, и испытывают его относительно окраски, твердости и ломкости. После этого прибавляют, по желанию, благовонные вещества и выливают все в латунные формы.

Если в состав массы входит скипидар, то сначала шеллак и терпентин расплавляют вместе на небольшом огне и, при постоянном помешивании, прибавляют кашицеобразную смесь, состоящую до тех пор, пока не образуются пузыри; затем чугунный горшок снимают с огня и выливают массы в формы, предварительно обмазанные маслом.

Разливание массы в формы производят следующим образом: из горшка вынимают ложкой жидкую массу и наполняют ею предварительно нагретую маленькую кастрюльку с носиком, посредством которого масса равномерно выливается в формы. Формы могут быть двоякого рода: из одного куска или из двух половинок. Перед разливанием их слегка подогревают.

 

1. Сургуч красный лучшего сорта:
а) берут: 8640 г камедного лака, 3600 г венецианского терпентина, 5760 г лучшей киновари, 135 г перуанского бальзама;
б) сплавляют: 12 шеллака, 8 венецианского терпентина, 9 киновари, 3 магнезии, 2 скипидара.

2. Сургуч простой для посылок:
а) канифоли 2000, сосновой смолы 1000, скипидарного масла 30, мела 750, скипидара 500;
б) камедного лака 2880 г, венецианского терпентина 4320 г, очищенного мела 5040 г, киновари 720 г.

3. Сургуч черный высшего сорта. Берут 720 г брусковой камеди, 360 г белой смолы, 360 г нигрозина (анил. кр.), 15 г перуанского бальзама.

4. Сургуч черный простой. Берут 6480 г камедного лака, 3600 г венецианского терпентина, 2880 г мела, 720 г голландской сажи.

5. Смолка для бутылок. Расплавляют канифоль, воск, парафин и терпентин, прибавляют к массе хорошо растертые краски, помешивают и опускают в жидкую, еще горячую смолку головки бутылок или выливают в формы для продажи.

6. Заливка прозрачная для бутылок. 1 светлой смолы, 2 эфира, 2-3 коллодия растворяют и окрашивают в любой цвет анилиновыми красками.

7. Заливка желатиновая для пробок. Берут 1 желатина, 1 гуммиарабика, 2 крахмала и 15 воды. Кипятят до образования однородной массы, окрашивают ее фуксином, погружают в смесь головки бутылок и дают им просохнуть.

8. Заливка бутылок холодным способом. Обыкновенно для этой цели пользуются расплавленным сургучом или какой-либо массой, состоящей из смолы и воска. При таком способе от горячей массы бутылки нередко лопаются, ввиду чего нижеописанный способ имеет за собою несравненно большие удобства в целом ряде случаев. При заделке пробок холодным способом поступают следующим образом. Берут 3 древесной смолы (тонко измельченной), смешивают ее с 1 каустической соды (в порошке) и, при постоянном размешивании, подсыпают мало-помалу 4,5 гипса (в порошке). Получается совершенно белая масса, которую можно, по желанию, окрасить прибавлением к ней какой-либо краски. Масса хорошо пристает к стеклу и через 3/4 часа вполне затвердевает. Заделанная таким образом бутылка имеет очень красивый вид. Прочность подобной заливки очень значительная! она не трескается, нисколько не пропускает воздуха, не отмокает в воде и не расходится даже в кипятке.

 

Еще способы приготовления сургуча.

1. Общие указания по изготовлению

Материалами для изготовления сургуча служат: смолы, вещества для наполнения и красящие вещества. Из смол применяются шеллак, канифоль, копал, манильский копал, терпентин, даммара и пр. Шеллак является лучшим материалом для изготовления сургуча, но, ввиду дороговизны, его часто заменяют другими смолами (канифолью и манильским копалом). В качестве веществ для наполнения применяют гипс, мел, тяжелый шпат, тальк, магнезию, легкий шпат, болюс и пр. Из красящих веществ употребляют большей частью минеральные красители: свинцовые и цинковые белила, киноварь, охру, умбру, парижскую синь, хромовую желтую и др. Из органических красок применяются различные смоляные красителя, которые большей частью смешиваются с минеральными красками. Желаемый оттенок достигается применением различных минеральных красок в соответствующих пропорциях; например, от смеси парижской сини и киновари получается лиловый цвет; смесь белил, сажи, графита и ультрамарина дает серый цвет.

При изготовлении сургучей сначала плавят в эмалированном чугунном котле смолы. Отдельно смешивают вещества для наполнения с красящими составами, которые должны быть хорошенько размешаны и размельчены. Небольшими порциями прибавляют эту смесь к расплавленным смолам, все время тщательно перемешивая. Массу нагревают на голом огне до тех пор, пока она не станет совершенно однородной. После этого берут пробу на холодную жестяную пластинку, на которой сургуч застывает, и исследуют его относительно окраски, твердости и плавкости. Когда проба даст положительные результаты, масса готова, и ее разливают при помощи маленькой кастрюльки с носиком в формы, соответствующие по величине изготовляемым сургучным палочкам.

Формы можно изготовить из луженой жести, но лучше всего пользоваться латунными формами, так как практика показала, что наиболее подходящим материалом для этой цели является латунь. Латунная форма представляет собой плитку, в которой выструганы параллельные каналы (желобки). На обоих концах плитки устроены съемные стенки, не дающие жидкости выливаться из Каналов. Съемные стенки, в свою очередь, дают возможность легко вынимать сургуч из форм. Чтобы избежать прилипания сургуча к формам, рекомендуется слегка смазывать форму каким-нибудь жиром. Для окончательной отделки и придания блеска вынутые из формы сургучные палочки нагревают в умеренном тепле в печи до расплавления верхнего слоя сургуча; при этом пропадают воздушные пузырьки, округляются острые углы и края палочек и сургуч приобретает блеск.

До полного остывания на сургуч наносят при помощи штампа, слегка покрытого жиром, фабричную торговую марку и прочие знаки.

Требования, предъявляемые к сургучу: он не должен легко отскакивать от поверхности, на которую наносится, слишком размягчаться, гнуться, расплываться, проникать через материал, а также не должен быть пористым из-за воздушных пузырьков и клейким; должен иметь хороший блеск, легко формоваться; хорошо гореть, не обугливаясь и не капая.

Были попытки ввести в употребление сургуч, приготовленный холодным способом и применяемый в виде пасты без нагревания. Этот сургуч представляет собою раствор тех же смол в сильно летучем растворителе. Такой сургуч в виде пасты наносят на бумагу или ткань и прикладывают печать. От испарения растворителя сургуч твердеет, но так как на его поверхности быстро образуется корка, которая не дает испариться всему растворителю, такой сургуч крайне непрочен и не может конкурировать по своим качествам с сургучом, приготовленным горячим способом.

 

2. Рецепты для различных видов сургуча

* Карминный сургуч: Отбеленного шеллака 75 г, Скипидара 4 г, Углемагниевой соли 20 г, Киновари 50 г, Кармина 1 г.

* Красный декоративный сургуч: Отбеленного шеллака 110 г, Канифоли 7 г, Терпентина 60 г, Талька 3 г, Киновари 37 г.

* Обыкновенный красный сургуч: Терпентина 65 г, Шеллака 115 г, Жженной магнезии 8 г, Киновари 60 г, Гипса жженного 15 г.

* Декоративный сургуч для писем: Отбеленного шеллака 120 г, Терпентина 80 г, Магнезии 30 г, Киновари 20 г.

* Обыкновенный сургуч для писем: Талька 3 г, Скипидара 25 г, Киновари 60 г, Шеллака 110 г, Терпентина 60 г.

* Паковочный сургуч: Канифоли 400 г, Сосновой смолы 200 г, Терпентина 100 г, Скипидара 6 г, Мела 160 г, Киновари 40 г.

* Аптечный сургуч: Венецианского терпентина 180 г, Шеллака 240 г, Перуанского бальзама 1 г, Мела 40 г, Киновари 80 г.

 

3. Цветные сургучи

* Золотистый сургуч: Талька 20 г, Венецианского терпентина 120 г, Бронзового порошка 50 г, Шеллака 800 г.

* Зеленый сургуч: Терпентина 280 г, Шеллака 280 г, Скипидара 35 г, Хромовой зелени 190 г, Гипса 40 г.

* Темно-синий сургуч: Терпентина 260 г, Отбеленного шеллака 280 г, Терпентинного масла 20 г, Гипса 60 г, Ультрамарина 140 г.

* Синий сургуч: Венецианского терпентина 10 г, Бургундской смолы 10 г, Даммаровой смолы 20 г, Шеллака 20 г, Ультрамарина 30 г.

* Черный сургуч: Шеллака 180 г, Венецианского терпентина 90 г, Канифоли 10 г, Сажи и скипидара - по усмотрению.

* Светло-бурый сургуч: Шеллака 70 г, Канифоли 30 г, Киновари 3 г, Красного болюса 15 г, Талька 2 г, Венецианского терпентина 40 г, Мела 10 г.

 

Эластичный сургуч

Каучук или гуттаперчу смешивают с шеллаком при 100°С, причем на 100 вес. ч. гуттаперчи берут 10-25 вес. ч. шеллака. На практике оказалось, что наилучшей пропорцией является 12,5 вес. ч. шеллака. Клеющая сила сургуча повышается прибавлением 25 вес. ч. раствора каучука в бензине. Эта смесь основательно перемешивается в водяной бане при температуре 100°С, после чего следует прибавление красок, формовка и т.д. Таким образом изготовленный сургуч отличается большой клеющей способностью, продолжительной эластичностью и особой прочностью, недоступными никаким другим видам сургуча.

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...