Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с тканями
 

Яванский батик

Не одну тысячу лет человечество владеет батиком — удивительным искусством росписи по ткани. Его знали еще в Шумере и Египте, но индонезийский остров Ява опередил даже их. Здесь за многие столетия батик достиг высочайшего уровня сложности, превратился в художественную и эстетическую ценность.

Настоящим «золотым веком» для индонезийского батика стало XVII столетие, это была пора его процветания, высочайшего подъема. В те времена по убранству, расписанному в стиле батик, можно было определить, на какой иерархической ступени находится ее хозяин.

Цвета и узоры на одежде отображали социальный статут индонезийцев, их место в обществе. Основная работа, включающая разработку и нанесение рисунков, а также первое вощение, доверялись исключительно благородным дамам из дворца самого султана. А заключительные процессы (самые тяжелые и трудоемкие) ложилась на плечи ремесленников, которых в свою очередь контролировали приставленные надсмотрщики.

Все секреты производства тщательно оберегались, передавались по наследству и по большей части не выходили за пределы дворцовых стен. Многие орнаменты были недоступны для простых людей – их разрешали носить лишь членам благородных семей и особам из окружения правителя.

Это были традиционные рисунки-символы, среди которых можно выделить изображения старинного оружия, священной горы, мифической птицы и штрихов, чем-то напоминающих капли дождя. Запрет на них соблюдался очень строго и даже в наши дни выход в одежде, украшенной запретным орнаментом, может вызвать негодование у окружающих.

Тем не менее, батик с иными рисунками пользовался популярностью у простолюдинов. Когда яванская девушка осваивала кантинг (инструмент для нанесения воска) и могла справляться с ним не хуже, чем готовить пищу, считалось, что она достигла пика и стала совершенной.

Во времена голландской колонизации индонезийских островов батик отправился в триумфальное турне по европейским государствам. Первые работы в этом стиле широкой публике представила в 1900 году международная выставка в Париже. В конце прошлого столетия на батик обратили внимание дизайнеры, и сегодня древняя техника используется в изготовлении декоративного текстиля и других товаров: панно, ширмы, шторы, постельное белье, галстуки, платки, шарфы и так далее.

Батик мощно ворвался в мировую культуру, и это подтверждает уже только одно количество переводов этого индонезийского термина. Самый распространенный из них – «рисование горячим воском», но существует более точный – «создание из пятнышек». Ведь по батику узор создается с помощью пятнышек — маленьких восковых точек, нанесенных на белую ткань.

Под понятием батик подразумевают несколько техник: горячую, холодную и узелковую. В первой применяется расплавленный воск, поэтому ее так и назвали - горячей. Холодным вариантом нарекли нанесение красок на шелковую ткань, а узелковый (или бандан) – это один из самых древних видов росписи, который используется с целью достижения эффекта сжатости.

В Индонезии искусство батика породило немало разных традиций. Подготавливая для себя приданное, будущие невесты обязаны были расписывать ткань собственноручно. Как правило, украшением для одежды служили орнаменты, а для предметов интерьера – сюжеты из мифологии. Яванцы верили, что добрые духи (даже если это всего лишь изображения) смогут защитить жилище от любой нечисти.

В глубокой древности батик рассматривался на острове как некая одушевленная сущность, олицетворявшая далеких предков. Такая ткань считалась священной, ею даже покрывали гробницы представителей знатного рода. Никто не сомневался в том, что она обладает огромной магической силой, способной нейтрализовать любое зло.

Во время правления раджей производством батика занимались девушки из знати, ожидавшие замужества. Делали они это специально – роспись по ткани вырабатывала качества, которыми должна была обладать женщина из высшего общества: терпение, настойчивость, упорство, прилежность и изящество.

Большая часть древних образцов росписи выдержана в бежевых и коричневых тонах, поскольку раньше мастерам были доступны только природные красители. Правда, некоторые владели секретом приготовления ярко-синей краски, но, ни с кем не делились, а передавали его своим преемникам.

Основу традиционных красок Явы составляли натуральные материалы: листья индиго, лайм, сахар черной патоки и другие. О качестве красок растительного происхождения можно и не говорить, ведь они совершенно не линяют и довольно долго сохраняют неповторимый аромат.

Когда-то в батике использовали декор из золотой пыльцы и золотых лепестков, которые держались на ткани даже после хорошей стирки. Это так называемая «прада». Золото для украшения материи используется и сейчас, но золотую пыльцу и лепестки теперь заменила краска.

Несмотря на внешнюю художественную замысловатость данного вида декоративно-прикладного икусства, инструменты для его изготовления достаточно просты. Кантинг или восковой карандаш состоит из бамбуковой ручки и медной емкости с тоненьким горлышком. Он редко бывает длиннее 10-11 см.

Батик – типичный для Индонезии текстиль. Выбор шаблонов индонезийского рисунка огромен – почти три тысячи. Натуральная ткань из хлопка или шелка обязательно должна быть плотной, это позволяет сделать орнаменты более качественными.

Древнейшее искусство расписывания тканей не утратило свою актуальность до сегодняшнего дня. Сказочные пейзажи и нежные цветы на тончайшей ткани столь ослепительны, что вряд ли у кого-нибудь появится желание отказаться от такой красоты. А индонезийский батик, благодаря своему стилю и великолепному исполнению, признан просто непревзойденным.

Источник: http://irenabatik.ru

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...