Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с тканями
 

Подготовка ткани для батика

Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым составом: хлопчатобумажных, льняных, вискозных, ацетатных, триацетатных, капроновых, шерстяных и на натуральных шелках. Однако чаще всего для росписи применяют хлопчатобумажные, вискозные, капроновые и натуральные шелковые ткани. При производстве ткани на ткацких станках используют аппрет и разные замаслители. Их перед росписью с ткани нужно удалить, предварительно замочив ее в воде на 1-2 часа, а потом, выварив в мыльно-содовом растворе (его можно заменить любым универсальным стиральным порошком) 30-40 минут. После этого ткань нужно тщательно прополоскать в теплой, потом в холодной воде. Следует учесть, что после вываривания и стирки ткань дает усадку.

Ткани, на которых исполняется роспись, не должны иметь ткацких дефектов (узлов, петель, утолщенных ниток, блесен и т. д.). Петли и узелки еще до росписи следует срезать так, чтобы не повредить структуру ткани.

При росписи важное значение имеет ткацкое переплетение ткани, ее толщина и плотность (особенно это касается росписи ткани способом холодный батик). От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань. Например, при других одинаковых условиях, чем меньшую связь имеют между собой нитки основы и утка, тем шире должна быть контурная линия, нанесенная резервом (на ткани атласного переплетения линия должна быть немного шире, чем на ткани полотняного переплетения). Чем толще и плотнее ткань, тем реже должен быть резерв, шире линия, и наоборот.

Наилучшими для росписи (особенно холодным батиком) являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Однако расписывать можно и ткани саржевого, сатинового, мелкоузорчатого переплетений. Роспись тканей способом горячий батик и свободную роспись делают на таких же тканях. Но в этом случае менее важное значение имеют переплетения, толщина, плотность и пушистость ткани.

Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются такие: батист, шифон, маркизет, мадаполам, бязь и полотно. Наилучшими для росписи являются первые три ткани. Они тонкие, легкие и не имеют на своей поверхности значительной пушистости, как у мадаполама, бязи и полотна, которая становится особенно заметной после снятия аппрета. В сравнении с первыми тремя, эти ткани хуже в росписи способом холодный батик, в этом случае резервную линию следует делать шире и во время нанесения краски не подводить кисть или тампон с краской близко к этой линии, потому что возможно затекание краски через резервную линию по выступающим волокнам. Резерв на таких тканях нужно наносить с обеих сторон, следя за тем, чтобы контуры резервных линий с обеих сторон рисунка совпадали.

Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светло-закрашенные ткани, изготовленные из вискозных волокон (полотна) и комплексных вискозных, ацетатных и триацетатных ниток (плательные, рубашечные, подкладочные ткани). Их роспись не вызывает особых трудностей, среди них лучше поглощают краски ткани из вискозных волокон.

Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Они тонкие, не имеют на поверхности пушистости, краски на них хорошо растекаются и равномерно покрывают плоскость рисунка без ореолов, пятен, затеканий. Из этих тканей в росписи применяют: туаль, полотно, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон. Наилучше растекаются краски на туали, крепдешине, пологие, хуже - на креп-жоржете и креп-шифоне (нитки в этих тканях имеют высокую крутку, и поэтому краска их хуже пропитывает и медленнее подтекает к линии, сделанной резервом). Линии резервом при этом можно исполнять любой толщины, начиная с самых тонких.

Из синтетических тканей для росписи используют капроновые (отбеленные и светло-закрашенные). Линии резервом на них, как и на натуральном шелке, можно делать любой толщины. Однако краски на этих тканях растекаются плохо, кисть или тампон с краской следует подводить до самого края резервной линии, при этом могут быть пятна, ореолы, затекания краски и неравномерное покрытие плоскости рисунка краской.

Способы распознавания волокон при сжигании.

Волокно
Поверхность волокна
Поведение волокна
Запах при горении
Оттенок после горения
при поднесении к огню
в огне
при выносе из огня
хлопок, лен
рыхлая, шероховатая,
матовая, сминается
не плавится, не сжимается
горит быстро
продолжает гореть ярким желтым
жженой бумаги
светло-серый или черный рассыпчатый пепел
вискоза
гладкая, блестящая, сминается
--//--
--//--
--//--
--//--
--//--
шелк натуральный
гладкая, блестящая, не сминается
скручивается
горит медленно, вспышками
горит медленно или прекращает горение
жженого пера
маленький черный шарик, растирающийся в пальцах
шерсть
рыхлая, шероховатая, пушистая, матовая, не сминается
--//--
--//--
--//--
--//--
--//--
ацетатное, триацетатное
гладкая, блестящая, сминается
спекается
горит быстро, одновременно спекаясь
продолжает гореть
уксуса
спекшийся бурый шарик, мало пепла
лавсан
гладкая, матовая, не сминается
плавится, сжимается
плавится, а потом горит слабым желтым пламенем
горит пламенем желтого копотью, из образовавшегося смоляного шарика легко вытягиваются нитки
без характерного запаха
твердый шарик, не растирается пальцами
капрон, нейлон
гладкая, блестящая, не сминается
--//--
плавится, а потом горит слабым желтым пламенем
--//--
--//--
--//--
нитрон
рыхлая, шероховатая, пушистая, матовая, не сминается
скручивается, сжимается
скручивается, горит ярким пламенем, выделяя много копоти
горит ярким пламенем, выделяя много копоти
--//--
рыхлый, неправильной формы шарик, легко растирается пальцами
хлорин
--//--
спекается
размягчается и скручивается без горения
размягчается и скручивается
запах дуста
--//--
смешанное синтетическое и натуральное
зависит от состава, не сминается
сжимается
горит медленно, уменьшаясь в размере
продолжает гореть
зависит от состава ткани
черный, спекшийся шарик

Из книги "Подарки из батика", автор А. Я. Жолобчук

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...