Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с тканями
 

История батика

Батик - древнее, удивительно многообразное искусство. Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира — индийцы, китайцы, японцы, египтяне и народности Африки.

Существуют исторические свидетельства, что украшенная при помощи подобной техники ткань использовалась в Египте, Персии, Индии, Китае, Японии, Индонезии и других регионов Юго-восточной Азии задолго до нашей эры. В Египте в полотно, пропитанное воском, на котором были процарапаны рисунки с помощью острого инструмента, заворачивали мумии уже в IV веке до нашей эры. В Китае о технике батика знали во время династии Тан (618-907 гг.), а в Японии в эпоху Нара (645-794 гг.). В Африке был найден батик, разрисованный племенными тотемами народов, говорящих на языке йоруба. В Индии с образцами «традиционного огурца» пейсли. В Китае и Японии с изящными национальными мотивами. Историки предполагают, что техника, появившись в Египте или Шумере, распространилась в Африку, Персию, а оттуда, в конечном счете, попала в Азию.

Но другие ученые считают, что наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны.

Роспись ткани на индонезийских островах была неотъемлемой частью ритуала поклонения богам. До сих пор считается, что каждое полотно древних мастеров наделено волшебной силой, а каждый узор-символ имеет свое значение. Батик считался исключительно женским ремеслом.

Одним из основных символов индонезийской культуры, наиболее часто изображаемых в батике, является крис — древнейшее оружие яванцев. Крис всегда считался очень мощным сакральным объектом. Его части — клинок, рукоять — имеют особую символику. В зависимости от того, какая фигурка была вырезана на рукояти, каким был узор на клинке, кинжал приносил богатство, удачу, охранял владельца от неприятностей.

Символика, которую нес в себе кинжал, должна была подходить владельцу, к его статусу, в противном случае кинжал приносил беды. Поэтому владелец выбирал кинжал очень тщательно, согласно традиции он должен был положить новый кинжал под подушку. Если после этого ему снились дурные сны, то кинжал нужно было менять. Между кинжалом и владельцем должна быть особая связь. Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние.

Ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик — воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Крис и батик как единство всего сущего. Такая философско-символичная связь предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет древние корни.

Символическое значение батика у индонезийцев проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов.

Индонезийский классический батик малоцветен. В гамме присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и самая яркая краска — индиго (синий).

Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Резервом для создания узоров служила специально приготовленная рисовая паста, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани.

Классический горячий батик — очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.

Роспись делали с помощью изобретенного в XVII веке прибора "чантинга". Нагретый воск чантингом наносили на поверхность ткани, создавая узор. Ткань, с нанесенным рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ее осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке.

Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый. Так окрашивание куска ткани могло длиться от нескольких дней до недель. После окончания крашения ткань снова высушивали. На поверхности многократно натягиваемой и окрашиваемой ткани появлялись небольшие трещины - они создавали дополнительный узор.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце XVIII века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану.

Это были, прежде всего, традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом (птица символ духа и души), схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне, фигуры богов, орел бога Вишну — Гаруда, цветок лотоса, священная змея Наг, древо жизни. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей.

Гаруда — символизирует власть королевской семьи. Огромная птица, носит на себе бога Вишну и питает его частью своих сил.

Символ змея — Амфисбена.

Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты.

Батик — это не только древнее ремесло и искусство, но и некое таинство, магия, которая, как считают, способна оказывать влияние на жизнь и судьбы людей. Его изготовление всегда рассматривалось, как занятие, вырабатывающее упорство, настойчивость, прилежание, терпение.

Батиковым полотном накрывают больного, чтобы помочь организму бороться с недугом. Им же покрывают умершего, чтобы обеспечить его благополучный отход в потусторонний мир.

Траурный батик.

В батиковом шарфе, переброшенном через плечо, носят грудных детей.

Считается, что магическую силу имеют также орнамент и цвет батика. Синий и коричневый цвета побуждают владельца на благородные помыслы и поступки, темно-бордовый — на решимость служить родине; розово-лиловый хранит красоту и молодость.

В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика, ею самой — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. До сих пор сохранился обычай обвязывать молодых батиковым саронгом, что символизирует единение душ.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Голландский батик XVII в.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать, привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии.

Среди буйства тропической природы Индонезии яркими цветами выглядят саронги - похожая на юбку национальная одежда местных жителей. Роспись ткани саронгов гармонично сочетается как с окружающей природой, так и с внешностью местных жителей. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на картины великого французского художника Поля Гогена.

Поль Гоген. 1892 г.

Технология Батика

Подбор и подготовка ткани

Для батика используют натуральные ткани (хлопок или шелк), способные впитать воск, отталкивающий краску. Ткань должна быть плотной. Высокая плотность ткани важна для сохранения качества замысловатых орнаментов батика.

Ткань, используемую в батике, многократно стирают и кипятят еще до нанесения воска, чтобы устранить все следы крахмала, извести, мела и других разметочных материалов. До появления современных технологий ткань отбивали деревянными молотками или отутюживавали для получения эффекта мягкости и эластичности на ткани, чтобы воск ложился наилучшим образом. Но для работы на современной фабричной ткани процессы отбивки и глажки уже не требуются. Обычно этим этапом изготовления ткани занимались мужчины.

Строгие фабричные стандарты выделяют различные качества современной ткани. Среди них Примиссима (лучшее качество) и Прима. Качество ткани обычно маркируется на краю рисунка.

Инструменты дизайна

Несмотря на то, что художественная форма батика весьма замысловата, используемые инструменты очень просты. Кантинг (чисто яванское изобретение) представляет собой тоненький медный контейнер с горлышком, который еще иногда называют восковой карандаш, с короткой бамбуковой ручкой. Обычно он не превышает 11 см. в длину. Медный контейнер наполняется расплавленным воском, с помощью которого художник обозначает рисунок на ткани.

Горлышко кантинга бывает разных размеров (каждый размер пронумерован), что необходимо для получения разнообразных художественных эффектов. Горлышко может варьироваться от 1 мм в диаметре для тончайшей работы до более широких размеров для заполнения широких областей на рисунке. Точки и параллельные линии рисуются особым кантингом, у которого может быть до 9 горлышек. Иногда к отверстию кантинга или ручке крепится кусочек ваты, используемый в качестве кисточки для заполнения очень больших областей рисунка.

Современные кантинги

Ваджан

Ваджан представляет собой посуду для жидкого воска. Он напоминает маленький китайский котелок. Обычно его делают из железа или глины. Ваджан ставится в небольшую кирпичную печь на углях или на спиртовку, называемую «англо». Так воск сохраняется в жидком состоянии, пока художник наносит орнамент на ткань.

Так плавят воск в Индонезии.

Можно купить специальную плавильню для воска.

... или расплавить воск на водяной бане.

Воск

В батике используются разные виды и стандарты воска. Обычно для батика применяют смесь пчелиного воска, полезного своей податливостью, и парафина, известного своей рыхлостью. В состав воска можно добавлять смолы, чтобы он лучше прилипал, а животные жиры разбавляют воск до более жидкого состояния.

Лучший воск привозится с островов Тимор, Сумбава и Суматра; используются три типа парафина, основанного на нефти (белый, желтый и черный). Объем смесей дозируется по граммам, но для различных орнаментов он может быть разным. Некоторые рецепты воска сохраняются в тайне. Применение воска разных цветов дает возможность маскировать разные части орнамента на различных стадиях окрашивания. Большая часть орнамента заполняется более дешевым воском, а наиболее замысловатая часть рисунка заполняется воском лучшего качества.

Воск должен храниться в определенном температурном режиме. Слишком охлажденный воск засоряет горлышко кантинга. А непомерно горячий воск слишком быстро выливается и не поддается контролю. Часто для того, чтобы освободить горлышко кантинга, художники дуют на него, прежде чем наносить воск на ткань.

Кэп

Создание батика занимает много времени. Для того, чтобы удовлетворить растущие потребности в батике и сделать его доступным для широких масс потребителей, в середине XIX века был изобретен кэп (медный штамп). Возникновение кэпа увеличило объем производимого батика по сравнению с традиционным методом, связанным с утомительной ручной работой кантингом.

Каждый кэп – это медный трафарет части рисунка. Кэп делается из медных полос по 1,5 см в ширину, сложенных в определенный орнамент. Узкие кусочки проволоки используются для точек. Готовый трафарет из медных полос приделывается к ручке.

Кэп должен быть очень точным. Особенно это необходимо в тех случаях, когда трафарет накладывается на обе стороны ткани. Обе стороны кэпа должны быть строго идентичны, чтобы рисунки были одинаковыми.

Некоторые кэпы привариваются к двум медным решеткам, служащим для них основой для верха и низа. Форма делится пополам по центру так, чтобы орнаменты на обеих половинках были одинаковыми. Кэпы могут быть разными по форме и размерам в зависимости от того, для какого орнамента они предназначены. Редко диаметр кэпа превосходит 24 см, иначе работа будет лишь осложнена.

Обычно воск наносится с помощью кэпа. Сложный дизайн на небольшом куске ткани может потребовать до десяти кэпов. Использование кэпа, в отличие от кантинга, сильно сокращает временные затраты на производство батика.

Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.

Сложный дизайн на небольшом куске ткани может потребовать до десяти кэпов. Использование кэпа, в отличие от чантинга, действительно сократило время на обработку ткани.

Однако, переход на новый узор, был достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский рисунок, не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению.

Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap-батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

На сегодняшний день качество батика определяется кэпом, тулисом (ручной работой с использованием кантинга) и комбинацией обеих техник.

Краски для батика

Традиционные краски яванского батика изготавливались из натуральных материалов и состояли в основном из бежевого, синего, коричневого и черного цветов.

Самый первый цвет, который применялся в традиционном батике, был синий. Эта краска изготовлялась из листьев растения Индиго. Листья перемешивались с сахаром черной патоки и лаймом и оставлялись на ночь. Иногда в смесь добавлялся сок дерева Тингги в качестве загустителя. Голубой цвет получался путем помещения ткани в краску на короткое время. Помещая ткань в краску по 8-10 раз на дню в течение нескольких суток, можно было добиться более темных цветов.

Вторым по значимости в традиционном батике был коричневый цвет, называемый сога. Его палитра ранжировалась от светло-желтого до темно-коричневого. Краска производилась из коры дерева Сога.

Еще один традиционный цвет – красный, называемый менгкуда. Эта краска делалась из листьев растения Моринда Цитрифолия.

Оттенок конечного цвета зависел от того, на какое время помещалась ткань в краску и как часто ее туда погружали. Опытные мастера способны создавать множество оттенков традиционных цветов. Зеленый цвет получался путем смешивания синего и желтого; фиолетовый – путем смешивания синего и красного цветов. Коричневый цвет сога в сочетании с индиго давал темный иссиня-черный цвет.

Создание эскиза

По традиции, очертания рисунка наносятся на ткань углем или графитом. Традиционный батик отображает орнаменты, передававшиеся из поколения в поколение. Редкий мастер наносит рисунок по памяти и не наносит эскиз орнамента на ткань до начала вощения. Чаще всего эскизы создаются по трафаретам и образцам, которые называются пола. Существует еще один способ нанесения рисунка: ткань кладется на стеклянный стол, на который снизу высвечивается образец. Контуры рисунка обводятся карандашом.

Вощение ткани

Как только очертания рисунка нанесены на ткань, можно приступать к вощению. Воск наносится на те части орнамента, которые по замыслу художника должны сохранить первичный цвет ткани. Обычно это белый или кремовый цвета.

Женщины садятся на невысокие стулья или маты при нанесении воска. Отделываемая ими ткань вешается на легкие бамбуковые рамы гаванган, на которых свеженанесенный воск охлаждается и застывает. Воск нагревается в ваджане до нужной консистенции. Затем мастер окунает кантинг в воск и наполняет сосуд.

Мастера кладут воск по схеме рисунка. На коленях женщины лежит небольшой кусок ткани, защищающий ее от горячих капель воска. Рукоятка кантинга держится в правой руке в горизонтальном положении, чтобы воск случайно не проливался, ведь цена батика может резко упасть, если воск все-таки прольется на ткань. Левая рука поддерживает ткань снизу. Горловина кантинга не прикасается к ткани, но находится строго над обрабатываемой поверхностью. Для того, чтобы рисунок получился более точным, его покрывают воском с обеих сторон ткани. Настоящий батик тулис - двухсторонний с одним и тем же рисунком на обеих сторонах.

Самые опытные мастера занимаются первым этапом вощения. Менее опытным доверяют вощение крупных элементов орнамента. Если воск все же случайно пролился, мастер пытается отмыть его горячей водой. Затем с помощью горячего утюга с изогнутым носом с ткани снимаются остатки воска. Строго говоря, пролитый воск невозможно устранить до конца, поэтом работа мастеров требует предельной осторожности.

Изготовлением батика с помощью кэпа занимаются мужчины. Кэп погружают в расплавленный воск. Прямо под воском помещается свернутая ткань площадью 30 кв.см. Впитав в себя воск, она становится сродни штемпельной подушке. Кэп вдавливается в ткань до тех пор, пока его сторона с орнаментом не покроется воском. Наполненный кэп прикладывается к ткани, оставляя на ней отпечаток рисунка на кэпе. Процесс повторяется до тех пор, пока не будет обработана вся ткань. Нередко на одной ткани применяются и кэп, и кантинг.

Самый качественный батик подвергается вощению кантингом в одной части Индонезии, а затем его отправляют в другую часть страны, где с помощью кэпа батик обретает завершенные формы. На более качественной ткани, выполненной с помощью кэпа, работа ведется с большой осторожностью для сохранения соответствующего рисунка. Для менее качественного батика характерны несовпадение полос или укороченные цветные линии, свидетельствующие о том, что работа с кэпом велась не совсем точно.

Окрашивание

После первого этапа вощения ткань готова к первому окрашиванию. По традиции окрашивание проводилось в глиняной бочке. Современные фабрики используют для этих целей бетонные баки. Над баками протянуты веревки, на которые вешается ткань после того, как она полежала в краске.

Вощеную ткань погружают в бак с первой краской. Время пребывания ткани в краске определяется требуемым оттенком; более темные цвета получаются за счет долгого пребывания или неоднократного погружения ткани в краску. Вслед за этим ткань окунают в холодную воду для того, чтобы воск затвердел.

Когда ткань обретает нужный цвет и высыхает, на нее наносится воск в тех местах, которые должны сохранить первый цвет или обрести цвет более позднего этапа окрашивания.

Если требуется окрасить прежде скрытую воском часть ткани, то этот воск снимается маленьким ножом. Эти элементы ткани обмываются горячей водой и крахмалятся перед новым погружением в соответствующую краску.

Для достижения эффекта мрамора нанесенный воск специально ломают перед тем, как ткань помещается в краску. Краска просачивается в трещины на воске, и так получаются изящные линии, характерные для батика. Традиционно считалось, что трещины свидетельствуют о невысоком качестве батика, особенно с цветом индиго. Однако эффект мрамора на коричневом батике был воспринят положительно.

Количество цветов на батике говорит о том, сколько раз ткань подвергалась окрашиванию, и сколько раз на нее наносился воск. Многоцветный батик стоит больших трудов по сравнению с одно- или двухцветным батиком. Многоразовые процессы окрашивания обычно отражаются на цене батика. На сегодняшний день традиционные краски в основном вытеснены химическими, поэтому оттенков батика и возможностей их использования – великое множество.

 

Дополнительная обработка батика

Прада, или Золотая Ткань

Раньше в некоторых случаях батик декорировался золотыми лепестками или золотой пыльцой. Такую ткань называют Прада. Золотые лепестки применялись в регионах Йогакарта и Суракарта. На Центральной Яве ткань Прада покрывали золотой пыльцой. Она закреплялась на ткани с помощью самодельного клея из яичного белка или льняного масла и желтой почвы. Золото оставалось на ткани даже после стирки. Золото либо подчеркивало орнамент батика, либо создавало свой собственный. Старые ткани батика обретали новое рождение за счет декорирования золотом. Украшение батика золотом остается и по сей день, однако золотая пыльца и лепестки были вытеснены золотой краской.

Несмотря на существование тысяч различных орнаментов батика, некоторые из них считаются традиционными для народных фестивалей и особенных религиозных церемоний. Раньше считалось, что специфические ткани обладают мистической силой отвращать злую судьбу, в то время как некоторые другие ткани приносят удачу.

Некоторые дизайны батика присущи лишь одежде невест и женихов, а также их семей. Определенные дизайны предназначены только для одежды Султана, членов его семьи и слуг. Статус человека легко определялся по узору батика в его одежде.

В целом дизайн батика подразделяется на две категории: геометрические мотивы (присущие самым ранним орнаментам) и свободная тема, основанная на стилизованных узорах натуральных форм или имитации тканного текстиля.

В некоторых областях доминируют определенные дизайны. На центральной Яве дизайны подверглись влиянию традиционных орнаментов и цветов. Батик на северном побережье Явы, близ Пекалонгана и Циребона, находится под влиянием китайской культуры, что выражено в более яркой цветовой палитре, более замысловатых цветах и облачном дизайне.

Среди богатого населения Индонезии популярны дизайны высокой моды. Эти исключительно качественные шедевры изготовляются месяцами и оцениваются в сотни долларов.

Кавунг

Кавунг – это старинный дизайн, включающий соприкасающиеся круги. Он появился на Яве еще в XIII веке. Этот дизайн был выточен на стенах многих храмов по всей Яве, например храма Прамбанан недалеко от Йогакарты и Кедири на восточной Яве. Долгие годы этот дизайн оставался закрепленным за королевским домом Султана Йогакарты. Иногда круги украшаются одним или несколькими небольшими крестами или другими орнаментами, например, пересекающимися линиями или точками. Существует предположение, что овалы на таком дизайне символизируют растительный мир, например плод дерева капок (шелкового дерева) или арен (сахарной пальмы).

Цеплок

Цеплок – это обобщающее название для всех видов геометрических дизайнов, основанных на квадратах, ромбах, кругах, звездах и т.д. Геометрический в своей основе, цеплок, тем не менее, может включать абстрактные орнаменты и стилизованные цветы, бутоны, семена и даже животных. Вариации насыщенности цвета создают иллюзию глубины, а общее впечатление сродни медальонным узорам на турецких родовых покрывалах. Населением Индонезии по большей части мусульманское, и их религия запрещает художественное реалистичное изображение животных и человека. Для того, чтобы обойти этот запрет, мастера батика не пытаются изображать их реалистично. Выбирается один элемент изображаемого объекта и повторяется снова и снова по всему орнаменту.

Паранг

Паранг когда-то предназначался лишь для королевских дворов центральной Явы. У него есть множество возможных значений, например, «труднопроходимая скала», «орнамент ножа» или «сломанное острие». Дизайн Паранг характерен косыми рядами широких ножеподобных сегментов, параллельных друг другу, расположенных по диагонали. Паранг – это череда более узких полос более темного контрастного цвета. На более темных полосах расположен другой орнамент, - ромбовидные мотивы, называемые млинжон. Существует множество вариаций таких полосатых орнаментов с элегантными широкими линиями. Всего насчитывает более 40 дизайнов паранг. Самый известный из них – это паранг Русак, классическая форма которого включает ряды красиво сложенных вместе узоров паранг. Этот мотив характерен и для других видов искусства, таких как резьба по дереву и орнаменты на музыкальных инструментах оркестров гамелан.

Уход за батиком

Сильные химические средства, сушильные аппараты и высушивание на солнце могут привести к тому, что цвета батика потускнеют. Батик традиционного окрашивания должен стираться средством для деликатных тканей, например, Woolite, Silky или Halus. Утонченный батик стирается в Индонезии с применением фрукта лерак, который можно купить в любом местном магазине. В магазинах батика это средство продается в бутылках. Храните батик в местах, закрытых от солнца, и не подвергайте воздействию прямых солнечных лучей.

Виды батика

На протяжении веков было разработано множество техник обработки батика:

Батик Кратон

Батик Кратон считается основным батиком о-ва Ява. Он богат узорами в стиле Хинду, которые повлияли на царские дворы Явы с начала V века, а в последствии подверглись влиянию культуры Ислама. Индуистская традиция привнесла в батик священную птицу Гаруду, священный цветок лотос, дракона Нага и дерево жизни. Ислам, запрещающий художественное изображение людей и животных, привнес в батик стилизованные разнообразные орнаменты с символами. Например, цветы и геометрические изображения.

Являясь специфическим одеянием придворного бомонда Явы, батик Кратон легко узнаваем по своим разновидностям: батик Касунанун Суракарта, батик Касултанан Йогиакарта, батик Пура Мангкунегаран и батик Пура Пакуаламан. Со временем выделились отличные друг от друга батик Магкунегаран и батик Касунанан, хотя оба стиля произошли из одного источника. Батик Пакуаламн из города Йогуакарта произошел от батиков Касунан и Касултанан и является наиболее уникальным батиком, поскольку изменение стиля завершилось образованием батика Суракарта.

Батик Беланда

Хотя китайские торговцы оказались на Яве раньше европейцев, их влияние на батик стало ощутимым в более поздний период. Батик Беланда, или Датский Батик, появился в 40-х гг XIX века, несколькими десятилетиями раньше Китайского батика. Сохранились записи о том, что европейские поселенцы на севере Явы начали производство своего батика в середине XIX века. Они первыми обогатили батик зарубежными мотивами, что до сих пор заметно по современному индонезийскому батику. Достигнув пика своего творческого развития в 1890-1910 гг, Батик Беланда стал легко узнаваем по нескольким потрясающим стилям, названным по именам великих дизайнеров. Самые известные из них – это Ван Зуйлен производства Элизы Шарлот ван Зуйлен, батик ванн Оостером производства Катарины Каролины ван Оостером, батик Пракемон производства Кароилны Джозефины вон Фракемонт, батик Метц производства Лье Метцлар, батик Янс производства А.Д.Ф. Янс и батик Конрад производства Конрад Паситан на Восточной Яве.

Китайский батик

Само искусство росписи по ткани под названием батик довольно древнее. Еще китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани. Точно известно, что батик использовался в Китае во времена династий Суй, которые властвовали на протяжении VIII века.

Китайцы наносили клеевой смесью рисунок на ткань с помощью трафарета. После же высыхания образовывался четкий белый узор. Либо при батиковании ткани использовался воск, который в горячем виде наносился на ткань, а потом на остывшем воске выскабливались разнообразные узоры.

Китайский батик известен множеством уникальных китайских орнаментов и узоров, таких как драконы, фениксы, змеи, львы, традиционные китайские цветы и орнаменты китайского фарфора.

Произведенный на территории этой страны шелк стал товаром, который реализовывался в Центральную Азию, Ближний Восток, а также Индию. А вместе с шелком стал известен и батик.

Японский батик

На протяжении многих столетий в Японии используются различные методы окрашивания тканей. В каких-то случаях или фон, или рисунок закрывают рисовым клеем или мягким воском, а свободную поверхность окрашивают. Может применяться и бумажный трафарет, чтобы наносить на ткань более точный орнамент или изображение.

Такими методами японцы пользуются с VIII века. Мастера при дворе правителей окрашивали подобными способами узорчатый шелк. И именно с этого времени батик получил свое распространение по всей стране.

Традиционная одежда японцев кимоно стала украшаться именно в такой технике. Ведь богатые люди должны были показать свой социальный уровень посредством ношения особенных одежд. Поэтому мастерам приходилось по-особому раскрашивать ткани.

При этом в Японии воск использовался в сочетании с узелковой техникой окраски тканей. Сначала на ткани завязывались узелки, которые затем опускали в краску. Потом их развязывали. Это позволило расписывать текстильные изделия в более сложные узоры.

Индонезийский батик

Освобождение от Нидерландской колониальной зависимости привнесло новые веяния в индонезийский батик. В начале 50-х гг президент Сокарно поддержал развитие нового стиля, который так и зовется – индонезийский батик. Ставший плодом объединения принципов Йогукарта и Суракарта с северными традициями острова Ява, применяющими болотистый цвет в качестве основного, индонезийский батик стал развивать яркую палитру. Многие произведения стали совершенно новыми для батика, хотя и изготовлялись традиционным способом. Индонезийский батик часто называют Батик Модерн.

Батик Хококай

Разработанный специально для японцев во время японской оккупации Индонезии (1942-1945 гг), батик Хококай со специфическими узорами привлек внимание и китайских покупателей Явы и Малайи. Получив влияние японского дизайна узоров и цвета, батик обрел утонченные замысловатые фоны с изображением красивых цветов. Самым стильным в этом виде батика стал Кэин Паджи Сорэ стиль с различными узорами разных цветов на каждой половине ткани. Самые известные узоры включают стили Паранг и Леренг.

Батик Судагаран

Еще один важный жанр батика, Судагаран, появился в конце XIX века в графствах Сукагарта и Йогакарта. Производили этот батик судагары, или «батиковые купцы», подчеркивая модифицированные классические узоры в купеческом стиле. Некоторые самые популярные образцы в мозаичном стиле Тамбал и Паранг с использованием змееподобных орнаментов и Леренг с дополнительными витками свидетельствуют о высоком мастерстве авторов.

Батик Песисир

Характерный дизайн батика Песисир происходит из городов северного побережья Явы, Пекалонган и Сиребон. Стиль отображает китайское влияние, ведь в нем используются яркие краски, цветы и облачные узоры.

Современный батик

Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения. И до наших дней этот вид искусства не устарел и не потерял актуальности. Сказочные цветы и нежные пейзажи, изображенные на тончайшей ткани, выглядят столь ослепительно, что едва ли человеку захочется отказаться от возможности созерцать эту красоту у себя дома.

Родиной батика считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии. С начала ХХ века интерес к Востоку и его неповторимой культуре привел к мощной волне развития батика во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Под словом «батик» подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем среди современных художников именно последняя технология является самой популярной для создания аксессуаров одежды или панно, картин. Древний и удивительно многообразный батик в наши дни является самым популярным. Батик широко используется в дизайне интерьеров, превосходно сочетаясь с всевозможными стилистическими и цветовыми решениями. Благодаря батику можно создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими модную одежду.

В настоящее время батик используется не только в производстве одежды, но и в изготовлении мебельной обивки, тяжелых холщевых панно на стены, скатертей и других аксессуаров интерьера. Техника батика распространена среди многих известных художников, делающих батик для украшения дома и отделки офисных помещений.

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...