Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии для рекламы
 
Цинкография

Метод цинкографии

Изготовление типографского клише

Суть его в следующем. Готовится черно-белый рисунок, перефотографируется, получается негатив, с него на фототехнической пленке делают позитив нужных размеров.

На обезжиренную цинковую пластину наносят светочувствительный слой, он подсыхает, затем на него накладывают негатив и экспонируют. Затем промывают в воде, снимают незадубленные участки, сушат и делают дополнительную обработку, придающую задубленным местам кислотостойкость. После этого обрабатывают кислотой, которая разъедает незащищенную часть. Затем пластину промывают. Клише готово.

Что при этом необходимо делать? Поскольку рисунок под клише должен быть черно-белым, я даю в книге все образцы в черно-белом исполнении, чтобы вам не пришлось делать дополнительных рисунков.

В работе, кроме обычного высокого клише, необходимо будет обратное клише (хотя правильнее было бы назвать его матрицей). Обратное клише — это клише, у которого протравлено все наоборот. Если у обычного клише фон разъеден кислотой, а буква выпуклая, то здесь нужно, чтобы фон был цел, а буква разъедена. Обратное клише в общем виде выглядит так: на ровной цинковой пластине вместо выпуклых букв, наоборот, будут углубленные. Чтобы было понятно, на рис. 1 представлены простое типографское и обратное клише.

Рис. 1

В домашних условиях выпуск клише очень сложно наладить, поэтому для их изготовления обращайтесь в газетно-журнальное издательство. Там есть специальный участок цинкографии.

 

Изготовление клише методом химического травления

Если вы живете в глубокой провинции, или просто нет возможности обратиться к цинкографу, то тогда попробуйте сами изготовить простейшие клише. Еще раз подчеркиваю, простейшие, потому что клише, выполненное цинкографским методом, не сможет повторить даже хороший гравер.

На пластину оргстекла или металла наносим тонкий слой парафина и при помощи иголки и лезвия для бритья процарапываем на нем рисунок. Вокруг рисунка делаем бортик из парафина высотой 15-20 мм и наливаем кислоту. Для оргстекла — серную, цинка — соляную, а для других металлов — серную или азотную или же смесь серной и азотной кислот, так называемую «царскую водку», которая способна не только вытравлять, но и растворять металлы полностью, включая золото.

Травление длится от 5 до 20 минут, после чего кислоту сливают, а пластину промывают в воде. Как правило, глубина травления получается недостаточной, поэтому будьте готовы дорабатывать вручную штихелями или бормашиной.

Клише из оргстекла пригодно для нанесения объемного рисунка виксинтом или герметиком. В последнем случае клише надо протирать вазелином, иначе герметик будет приставать к нему. Клише из меди годится для печатания типографскими красками. Клише из цинка универсально, так как пригодно и для типографского способа, и для нанесения объемного рисунка холодным и горячим способами. Для тиснения на коже подходят все металлические клише.

 

Изготовление наборных шрифтов

Образцы наборных шрифтов, тангирных сеток, орнаментов, линеек, концовок и отдельных фигур можно заказать в любой местной типографии или цинкографа. Так же, у цинкографа закажите клише на все представленные образцы фигур, а что касается шрифтов, то закажите в двух вариантах. Первый — по образцу рис. 2, а второй — расположите все эти буквы и цифры по кружкам разных диаметров, как показано на рис. 3. В таком виде они нужны для изготовления печатей. Чтобы удобно было резать большое клише на отдельные буквы, при его изготовлении поместите каждую букву в квадратик.

Рис. 2

Рис. 3

Полученное клише оттискиваем на пластилине. Вокруг полученного оттиска делаем бортик толщиной 1-2 мм и заливаем виксинт-компаундом К-18 или герметиком, причем герметик из тюбика не подходит, так как он очень густой. С этой целью его выдавливают сначала в баночку, куда наливают скипидар, тщательно перемешивают до консистенции жидкой сметаны, а потом заливают в пластилин. После затвердения по квадратикам разрезаем полученный лист из герметика. Таким образом, у нас получился комплект наборных шрифтов из герметика.

Что касается цинкового клише, его также надо порезать по квадратикам, притом желательно попросить это сделать цинкографов, у них есть гильотина по металлу.

Орнаменты, линейки, концовки также порезать на отдельные квадратики. Остается только дополнительно заказать буквы, которые чаще встречаются в тексте. Таким образом, мы получили домашнюю мини-типографию, состоящую из цинковых и резиноподобных букв.

 

Как эффективно использовать цинковый шрифтовый набор

Сначала надо научиться наносить краску на клише. Для этого типографскую краску для высокой печати разводят до сметанообразного состояния, одну столовую ложку кладут на горизонтально положенное стекло и фотоваликом равномерно раскатывают, краску. Минуты через две-три начинают валиком накатывать ее на клише, при этом нужно следить, чтобы краска покрыла клише полностью. Тряпочкой протереть края клише, а местами и центр, если туда случайно затекла краска. Затем наложить на клише-бумагу и другим фотоваликом прокатать. Для надежности после этого можно прогладить тряпочкой.

Рис. 4

Для примера рассмотрим, как печатается визитная карточка.

На деревянную ровную дощечку накладываем пинцетом нужные нам буквы, при этом не забывая о зеркальном изображении. Убедившись, что правильно сделали набор, клеем «Момент» закрепляем буквы. Валиком накатываем краску, кладем картон и делаем оттиск. При работе с картоном или плотной бумагой неплохо бы использовать пресс. После того как необходимое количество визиток отпечатано, буквы аккуратно снимаем с дощечки, а остатки клея смываем растворителем для нитроэмалей.

Заниматься изготовлением визитных карточек невыгодно, а вот печатать для организация бланки, накладные, товарные ярлыки большими партиями — уже поинтереснее. Очень выгодно печатать почтовые конверты, ваша мини-типография позволяет все это сделать, правда, придется дополнительно заказывать клише для рисунка. Но в этом есть и свои плюсы. К своим конвертам вы можете привлечь внимание за счет интересных рисунков и надписей, сопровождающих их. Например, можно сочинять интересные слоганы, печатать памятные даты и религиозные праздники, изготавливать гербы городов, логотипы и фирменные знаки, эмблемы футбольных команд и т.д. То же самое можно проделать и с простыми открытками, то есть с открытками, на которых нет никакого текста, но зато красивый многоцветный рисунок. Вы можете допечатать свои надписи. Кроме поздравлений с религиозными праздниками, причем не только православной церкви, можно изготовлять поздравления с днем ангела, с крестинами, с серебряной и золотой свадьбами и т.п. Есть и такой вариант на открытке своим типографским способом печатаете тексты поздравлений, так что людям, купившим ее, остается только в писать имя поздравляемого.

Очень выгодно изготавливать конверты, нестандартные по размерам, и для бандеролей, правда, в этом случае должна быть очень плотная бумага или же простая, но проглаженная горячим утюгом с полиэтиленовой пленкой. Если вы хотите иметь цветную печать, то тогда на каждый цвет делаете отдельный набор, но на одинаковых по размеру дощечках, чтобы легко было совмещать. На Западе подобным образом вручную печатают мини-книжечки, они отличаются высокими художественными достоинствами и очень дорого стоят.

Из букв, расположенных по диаметру кружков, можно делать набор для печати. Наборный шрифт из цинкового клише используют при тиснении кожи, выжигании по дереву.

Если вы решили серьезно заниматься кустарным промыслом, то обязательно должны иметь подобную ручную мини-типографию.

 

Изготовление печатей, штампов и их применение

Если вам надо изготовить печать или штамп, то, пользуясь наборным шрифтом из герметика, на дощечке набирают необходимый текст, а при помощи клея «Момент» закрепляют его. Для удобства к дощечке прикрепляют ручку, как у обычных печатей. Таким образом можно изготавливать любые печати и штампы на заказ, надо только согласовать с МВД. Кроме этого, можно отдельно продавать организациям комплект наборных шрифтов из герметика, чтобы они уже сами делали необходимые штампы. Узоры и орнаменты из герметика можно применять при отделке платьев и салфеток, а в качестве краски лучше использовать печатную пасту (рецепты печатных паст приведены ниже). Небольшие одноцветные рисунки подобным образом наносят и на трусики, колготки, чулки, носки. Можно печатать также и товарные ярлыки.

 

Приготовление печатных паст

В домашней обстановке лучше работать с так называемыми сборными печатными пастами, которые приготовляют из предварительно полученного сгустителя и соответствующей краски.

 

Приготовление нейтрального сгустителя для печатных паст

Этот вид нейтрального сгустителя употребляется почти для всех красителей, за исключением хромовых. При крашении получаются достаточно чистые отпечатки. 22 г кукурузного или пшеничного крахмала смешайте с 77 мл прохладной воды и к полученному крахмальному молоку добавьте при энергичном помешивании 3 г рафинированного подсолнечного масла. Полученную смесь варите до получения прозрачной коричневой массы, которую затем охладите.

 

Приготовление печатной пасты с даректным красителем

Эти пасты употребляются для печатания на миткале и шелковых материалах. Вначале от 5 до 60 г красителя смешайте с 30-80 мл глицерина или с 10-процентным аммиачным раствором и залейте 200-300 мл горячей воды. Если краситель сразу не растворится, то подогрейте смесь на водяной бане до полного растворения.

Раствор вылейте в 600 г сгустителя и хорошо размешайте. После этого добавьте щелочное средство (5-10 г фосфата натрия) и другие компоненты и снова тщательно размешайте смесь до получения однородной массы. Полужидкую пасту процедите и охладите, после чего она готова к употреблению. Чтобы получить желаемый тон цвета, эту пасту можно разбавить пастой для разбавления.

Вот ее рецепт: 5 г фосфата натрия растворите в 295 г дистиллированной воды и полученный раствор, тщательно перемешайте, а затем смешайте с 700 г сгустителя.

 

Приготовление печатной пасты с кислыми красителями
(для шерсти и шелка)

От 2 до 20 г красителя растворите в 10-30 г глицерина или в том же количестве 10-процентного аммиачного раствора. Полученный раствор разбавьте 250-280 г горячей воды. После растворения красителя при помешивании добавьте 665-700 г сгустителя и от 5 до 20 г оксаловой кислоты, растворенной в небольшом количестве воды.

 

Приготовление пасты для разбавления

10 г оксаловой кислоты растворите в 240 г дистиллированной воды, и полученный раствор смешайте с 750 г сгустителя.

 

Приготовление печатной пасты с кислыми красителями
(для хлопчатобумажных материалов)

От 5 до 30 г красителя растворите в 10-30 г глицерина или в таком же количестве 10-процснтного аммиачного раствора. После этого полученный раствор разбавьте 250-300 г горячей воды. После растворения красителя добавьте 80-100 г карбамида, 10-20 г фосфата динатрия и 570-630 г сгустителя. Хорошо размешанную смесь процедите через марлю и остудите.

 

Паста для разбавления

80 г карбамида и 5 г фосфата динатрия растворите в 165 г дистиллированной воды и смешайте с 750 г сгустителя.

Этот рецепт взят из книги Петра Миладинова «Полезные совета и рецепты», изданной в 1984 году в Софии и переизданной в 1988-м в Москве. Преимущество этих паст в том, что их не надо запаривать, достаточно прогладить утюгом с обратной стороны рисунка. Если же по какой-то причине рисунок пачкает, то его можно дополнительно закрепить. Для этого достаточно ткань, на которую нанесен рисунок, положить на решетку скороварки или кастрюли, куда предварительно налита вода, но так, чтобы ткань не касалась воды. Довести воду до кипения к в течение двух часов запаривать.

Эти пасты можно использовать вместо краски, которая идет на изготовление ковровых изделий. Поэтому, прежде чем приступить к работе, посмотрите, что лучше использовать в вашем случае: пасты или краски, идущие на изготовление ковровых изделий.

 

Печатание картофелем

Разрежьте картофелину пополам. Срез просушите, прижимая его к промокательной или фильтровальной бумаге. Затем нанесите на него рисунок мягким черным или копировальным карандашом и вырежьте так, чтобы он был выше, чем основание.

Штемпели должны быть несложными и с ясным очертанием формы, чтобы их можно было хорошо вырезать. Намажьте штемпель водяной краской и проверьте качество отпечатка на бумаге.

Краски налейте в тарелки или другие плоские сосуды, сверху положите квадратный кусок фетра (например, от старой фетровой шляпы). Фетр впитывает краску и превращается в своего рода тампон. Штемпель из картофеля слегка прижмите к намоченному краской тампону, а затем отпечатайте рисунок на материале в задуманном порядке. Чтобы получились чистые тона, для каждого цвета используйте отдельный штемпель.

Работу с картофельными штемпелями не следует прерывать, так как они быстро высыхают и сжимаются.

После окончания работы материал подсушите к течение 2 часов, затем прогладьте сначала с изнаночной, а затем с лицевой стороны. При этом следите, чтобы утюг не перегрелся.

Описанный способ печатания можно использовать для украшения занавесок, скатертей, салфеток, полотенец и т.д. Штемпель аналогичным образом можно изготовить из пробки, которую используют и для нанесения круглых точкообразных отпечатков.

Этот рецепт взят также из книги Петра Миладинова.

 

Штамп для размножения рисунков

Самодельный штамп изготовляется так. Рисунок, на котором изображен логотип фирмы, эмблема, герб, животное или растение, с помощью копировальной бумаги переводится на дощечку. Контуры его углубляются с помощью выжигания на 0,5 мм. На полученную матрицу накладываем кусочек сырой резины и, применяя самодельный вулканизатор или электрический утюг, нагреваем ее под грузом 10-15 минут с последующей выдержкой до охлаждения.

 

Как размножить техническую документацию

На листе тонкой бумаги (лучше кальке) черной тушью выполняем чертеж, технологическую карту и т.д. Затем в домашней фотолаборатории при красном свете кладем этот оригинал изображением вниз на светочувствительную сторону листа фотобумаги, лежащего на черном фоне, прижимаем его стеклом без пятен и царапин. После чего включаем на несколько секунд расположенную над ним обычную лампу накаливания (время экспозиции определяется экспериментально). Проявив фотобумагу, получаем негативное изображение оригинала. Позитивные его копии тиражируются с негатива, который для повышения прозрачности желательно промаслить с обратной стороны.

НАШ КОММЕНТАРИЙ: можно кальку накладывать на любой текст и перерисовывать нужные буквы, слова, знаки, рисунки. Очень удобно подобным образом составлять техпаспорта и т.д.

Статья составлена по публикациям Р. Гильмуханова
Автор-составитель.
Патлах В.В. 1996 г.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...