Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с полимерами
 

«Mokume Gane» (Мокуме Гане) из полимерной глины

Мокуме гане – это одна из наиболее распространенных базовых техник, которые применяются при работе с полимерной глиной.

Сама по себе техника крайне интересна, причем как новичкам, так и опытным мастерам, – хотя бы потому, что при выполнении нескольких исходных стандартных действий, в результате можно применить (или придумать) множество вариантов этой техники. Поэтому у каждой мастера получается свое, уникальное «мокуме гане».

Мокумэ, мокумэ-ганэ (от яп. металлическая древесина сосны) — композитный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины. Исторически техника мокумэ-ганэ использовалась в средневековой Японии для украшения оружия и доспехов (прежде всего катан). В настоящее время известны разнообразные комбинации металлов, пригодных для данной техники. Большую популярность мокумэ приобрёл в ювелирном деле.

Суть метода Мокуме Гане (Mokume Gane) заключается в том что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков) включая желтое и белое золото, никель, палладий, платину, имеющих разную толщину складывают слоями, нагревают при высокой, но не приводящей к плавлению температуре, так, чтобы металлы начинали спекаться между собой.

На фото вы можете посмотреть, как применяется техника Мокуме Гане при изготовлении ювелирных украшений из драгоценных металлов.

Применительно к пластике техника Мокуме Гане используется примерно таким же образом.

Основные этапы Мокуме Гане:

1. Сначала подготавливается брусок из сложенных слоями листов пластики.

2. Затем этот брусок тем или иным способом штампуют (продавливают, прорезают). При этом верхние слои (цвета) пластики оставляют отпечаток на более нижних слоях, по форме штампа.

3. После этого брусок разрезают вдоль по горизонтали, получая на срезах красивые рисунки.

Рассмотрим каждый этап более подробно, на примере разнообразных уроков по технике Mokume gane.

1. Подготовка основы.

Вариантов подготовки основы существует несколько, но два из них встречаются чаще всего.

Первый – это сложить слои пластики в стопочку. Второй – скатать в виде рулетика. А дальше идут вариации на тему.

Стопочка. Итак, самый простой брусок для мокуме гане – это обычная стопочка, состоящая из слоёв пластики разного цвета.

Важным моментом здесь будет расположение цвета в стопке, от этого будет зависеть то, какой цвет окажется приоритетным в полученном срезе. Самый верхний слой обычно почти полностью срезается, от него остаются только отпечатки в углублениях штампа.

Кроме простого сложения разноцветных слоев пластики, можно усложнить этот метод, например, подготовив для бруска пласт с плавным переходом цвета. В результате получаются очень красивые и интересные срезы.

Подготавливая брусок-стопочку, часто используют разнообразные добавки (включения).

Например, это может быть поталь, её прокладывают между слоями пластики, – между двумя, несколькими или всеми, – все зависит только от фантазии автора и желаемого эффекта.

Во время деформации бруска поталь также деформируется, и дает очень эффектные трещины. Особенно мне нравится, когда поталь применяется вместе с полупрозрачной глиной – тогда эти все разрывы и трещинки потали отлично просматриваются в глубине слоёв.

Или можно воспользоваться краской/чернилами/перлэксом, и прокрасить ими один, несколько или все слои, из которых состоит брусок.

В этом примере, автор пользуется и красками металлик, и перлэксом, и поталью, и алкогольными чернилами, – и все это в одном бруске.

Вот что получилось у мастера в результате:

Вот в этом примере использованы алкогольные чернила и поталь.

А в этом – акриловые краски с глиттером, металлики и полупрозрачная глина. Красиво, правда?

Отдельно выделена техника Мика Куме, которая совместила в себе две базовые в работе с полимерной глиной техники: Мика Шифт и Мокуме Гане.

Для этого, не изменяя базовых приемов Мокуме Гане, а именно, – брусок-основа/его деформация/получение срезов – берут пластику, как для Мика Шифт – металлик или перламутровую. Отличие от Мика Шифт состоит в том, что глина-металлик используется не одного цвета, а нескольких, – сложенных в брусок. Поэтому в блоке Мика Куме после деформации мы получим не только смешение цвета, но и мика-эффект.

Результат, на мой взгляд, весьма впечатляет.

Кроме разнообразных включений и цветовых вариантов, саму стопочку можно сделать высокую, состоящую из многих слоев пластики разного цвета, а можно и совсем маленькую, тонкую, даже из всего двух слоев.

На мой взгляд, результат применения техники Мокуме Гане получается более непредсказуемым, рисунок получается более хаотичным в случае, когда составляется высокий брусок-основа, и штампуется он самыми разнообразными предметами без какой-либо системы.

И наоборот, результат можно сделать управляемым, составляя тоненький пласт-основу и используя для штамповки специальные текстуры или составляя определенный рисунок из отдельных штампов.

Вот в этом примере очень хорошо это видно.

И еще один красивый результат управляемого Мокуме гане.

Рулет. Кроме сложения слоев стопочкой можно свернуть те же слои в виде рулетика.

Можно сделать один большой рулетик, и с ним работать дальше.

А можно сделать много маленьких рулетиков, сложить их на плоскости рядом друг с другом, и работать с получившимся пластом.

А можно из маленьких колбасок сложить большой, высокий брусок-основу.

Очень близко к этому способу стоит техника «Хидден мэджик», выделенная отдельно от Мокуме Гане.

В «Хидден мэджик» сначала также подготавливают много маленьких колбасок, затем этот блок из колбасок сминается по диагонали до получения тонкого пласта.

Затем делается отпечаток штампа, и собственно, срезы.

Также очень успешно в Mokume gane применяется полупрозрачная пластика, она придает рисунку дополнительную глубину и объем.

Вот к примеру бусины:

И необычайно эффектный кулон с поталью. Из-за применения полупрозрачной пластики создается ощущение, что можно заглянуть внутрь всех этих слоёв и трещин. 3D эффект.

И еще один образец с использованием полупрозрачной пластики и потали, не менее эффектный и замечательный.

То, какое получится у вас Мокуме Гане очень сильно зависит от выбора цвета.

Используете ли вы в подготовке основы непрозрачную глину, полупрозрачную, различные добавки – поталь, краску, в конечном счете вам нужно определится с цветовой гаммой того, что вы хотите видеть в результате применения этой техники. Как учат нас уроки многих известных мастеров, имеет смысл выбирать цвета, которые гармонично сочетаются друг с другом. А именно – три цвета, стоящих рядом на цветовом круге. Например, розовый/фиолетовый/синий или желтый/зеленый/синий. Не бойтесь применять сложные цветовые варианты, но старайтесь всегда продумывать, как они будут сочетаться друг с другом. При составлении блока Мокуме Гане вы можете выбрать так много разных цветов, как вам нравится, но учитывайте то, что чем больше цветов, тем более пёстрым будет в результате срез. Это может быть как раз то, что вам надо для вашего изделия, но иногда такое разнообразие может быть немного подавляющим и выглядеть менее связанным между собой, чем Мокуме Гане с более ограниченной палитрой. Экспериментируйте, чтобы подобрать то, что вам больше нравится.

2. Деформация основы.

Для того, чтобы сделать отпечаток штампа, продавить или прорезать брусок-основу используют различные способы.

Во-первых, есть специальные текстурные листы с выпуклым рисунком. Есть небольшие штампики, применяемые в скрапбукинге. Штампик можно изготовить и самим, либо заказать в мастерской по собственному эскизу. Если применять текстурный лист или штампик на высоком бруске, то деформация осуществится только на его верхних слоях. Поэтому текстурные листы и штампики применяют на тоненьких основах и также они хороши в случаях, когда основа состоит из цветных непрозрачных слоёв глины, тогда можно получить четкий рисунок с множеством тонких деталей.

Во-вторых, часто используют разнообразные подручные предметы, начиная от вазы с красивым выпуклым рисунком или колпачков от фломастеров, и заканчивая простыми зубочистками или шпажками для тостов.

В-третьих, можно прорезать рисунок, а для этого подойдет и простой нож, и волнистое лезвие, и каттеры, и формочки для печенья, и тому подобное.

Собственно, простор для фантазии безграничный.

Если при деформации блока получаются большие отверстия, их можно заполнить контрастными кусочками пластики.

Если скатать из глины небольшие шарики, и положить их под основу, а сверху слегка надавить пальцами, как бы приминая промежутки между шариками, то получается эффект топографии – «холмы и равнины».

После деформации бруска-основы, его необходимо сжать несколько раз по бокам, чтобы придать ему форму, близкую к первоначальной, и закрыть следы деформации.

После всех манипуляций брусок будет немного более мягкий, чем необходимо для получения тонких и ровных срезов, поэтому лучше его убрать в холодильник на некоторое время ну или просто дать немного постоять и остыть.

3. Срезы.

Каждый мастер обычно сам выбирает для себя удобный способ сделать хорошие срезы из подготовленного МокумеГане-блока. Кто-то нарезает брусок просто по горизонтали, кто-то кладет набок, и делает срезы как в Миллефиори (колбаса), кто-то держит нож одной рукой, кто-то двумя, кто-то выгибает лезвие, кто-то режет от себя, кто-то на себя и т.д. При всем этом многообразии есть кое-что общее для всех способов.

- Очищайте лезвие, которым делаете срезы. Положите рядом спиртовую салфетку, и протирайте лезвие после каждого среза.

- Используйте только острое лезвие, чтобы пластика не сминалась, а срезалась.

- Постарайтесь сделать так, чтобы блок, с которым вы работаете был неподвижен, тогда проще будет делать точные срезы. Для этого можно расположить блок на керамической плитке, стекле или другой рабочей поверхности, и чуть-чуть прикатать (прижать) его, чтобы он прилип к поверхности.

- Делайте срезы с разных сторон блока. Если резать все время только с одной стороны, это может привести к неравномерной высоте блока.

Существуют также и необычные способы делать срезы в Мокуме Гане.

Например, вот этот пример: стопочка делается тонкая, из цветной и полупрозрачной пластики, и потали. Потом с обратной стороны приподнимается небольшим округлым инструментом – получается выпуклость.

И вокруг этой выпуклости уже делается срез.

Можно сделать срезы специальным волнистым лезвием (на фото второе сверху), такие обычно входят в состав наборов лезвий для полимерной глины.

Исходный блок-основу не деформируют. Когда вы пользуетесь волнистым лезвием, получается, что вы одновременно делаете и деформацию, и срезы. При этом срезы делают не вдоль блока, а поперек, вертикально.

И еще один пример. Полученный срез можно свернуть в форме кольца, можно сформировать обычную бусину-шарик.

Вот еще один очень интересный на мой взгляд вариант срезов.

Берется пластика разных цветов, пропускается через экструдер так, чтобы получилась тоненькая колбаска. Ее закручивают вокруг шарика, – основы для бусины. А потом лезвием делают срезы по кругу.

И вот еще один пример: Метод называется «Змеиное Мокуме Гане».

Еще я хочу рассказать о двух буквально недавно придуманных методах Мокуме Гане, которые по моему мнению и не похожи даже на обычное Мокуме Гане. Но во многих статьях и обзорах они встречаются, поэтому рассмотрим и их.

Первый – это «ленивое» Мокуме Гане (Lazy Woman’s Mokume Gane).

Пластику разных цветов пропускают через экструдер так, чтобы получилось много тонких колбасок. Затем их собирают в одну большую колбасу, и делают срезы.

Второй метод называется «спагетти» Мокуме Гане (Spaghetti Mokume Gane).

Так же, как и в «ленивом» Мокуме Гане пропускают пластику разных цветов через экструдер, получают много тоненьких колбасок – спагетти. Но дальше отличие – спагетти раскладывают на поверхности в хаотичном, произвольном порядке, прижимают, и прокатывают, пропускают через паста-машину. Затем кладут на пласт глины (в примере белого цвета), снова прокатывают. Ну и затем используют как обычную основу для Мокуме Гане – деформируют, делают срезы.

Мастер-класс техника «Мокуме Гане»

В качестве тренировки хочу привести небольшой мастер-класс в технике Мокуме Гане.

Вам понадобится:

• 4 разных цвета пластики (2 светлых и 2 темных)
• Паста-машина
• Тонкое длинное лезвие
• Текстурный лист с узором пупырышек
• Бутылка с разбрызгивателем

1. Раскатайте все четыре куска пластики на паста-машине на самой большой толщине. Наложите друг на друга один светлый и один темный пласт и пропустите их снова на самой большой толщине.

2. Наложите друг на друга другие два пласта и пропустите их тоже через паста-машину на самой большой толщине.

3. Положите полученные пласты друг на друга, соблюдая очередность: темный, светлый, темный, светлый. Пропустите весь пласт через паста-машину на большой толщине.

4. Разрежьте полученный пласт пополам и наложите половины друг на друга. У вас получится пласт из восьми слоев. Пропустите его так же через паста-машину.

5. Разрежьте восьмислойный пласт пополам, наложите половины друг на друга и пропустите через паста-машину.

6. Увлажните текстурный лист водой и наложите на него полученный пласт.

7. Пропусите пластику вместе с текстурным листом через паста-машину. Перед тем как приступать к следующему шагу, отложите пластику в сторону на некоторое время, чтобы она остыла.

8. С помощью очень тонкого лезвия начинайте срезать выступающие части с пластики. Не срезайте пластику слишком глубоко. Если у вас нет гибкого лезвия, то можно положить полимерную глину на бутылку или банку.

9. Пропустите пласт с готовым узором через паста-машину, чтобы выровнять поверхность.

10. Теперь ваш пласт Мокуме Гане можно использовать для множества разных проектов.

На фото изображен кабошон, сделанный из четырех цветов в технике Мокуме Гане.

Мокуме Гане - работы мастера Julie Picarello

И заканчивая говорить о технике Мокуме Гане, не могу не сказать о таком мастере, как Julie Picarello.

Я думаю всем, кто работает с полимерной глиной, очень хорошо известно это имя, ведь её Mokume Gane просто невероятно прекрасно.

Примеры её работ пусть послужат всем нам источником вдохновения.

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...