Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с металлом
 
Металлография

Басма

В переводе с турецкого "басма" означает "оттиск". Этот творческий прием прикладного искусства проник на Русь из Азии еще в домонгольский период.

Басма — это ручное тиснение на тонком листовом металле. Применялась эта техника в основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.

Басма не требует сложного оборудования, ею вполне можно заниматься в домашней мастерской. Багеты для картин, значки, сувениры и т.п. — вся эта продукция всегда пользуется спросом.

Басма — прием вспомогательный, с его помощью только размножают художественные изделия, поэтому в первую очередь вам понадобится готовый оригинал, выполненный в технике литья, чеканки или травления (кстати, обо всех этих видах прикладного искусства вы можете узнать из нашей энциклопедии, — так что оригинал для размножения вы можете сделать и сами).

По рельефному узору отлейте цинковую матрицу. На рисунке показано, как это делается. Оберните оригинал полоской жести, чтобы она возвышалась бортиком над рельефом и плотно обвяжите проволокой. Расплавьте цинк в ковшике на углях или на газе и залейте рельеф. Когда матрица остынет, устраните пороки литья: зачеканьте раковины, если они образовались, спилите заусенцы.

Теперь возьмите кусок свинца и наложите на матрицу. Сверху положите стальную пластину и ударяйте по ней молотком. Свинец постепенно заполнит все углубления матрицы. Так вы получили пуансон.

Возьмите кусок медной или латунной фольги и отожгите: нагрейте докрасна над газовой плитой и быстро погрузите в холодную воду. Толщина фольги — от 0,1 до 0,3 мм. Вырезая заготовку, прибавьте по краям запас — величина его будет зависеть от насыщенности орнамента и глубины рельефа. Поместите фольгу между матрицей и свинцовым пуансоном. Чтобы углубления в матрице точно совпадали с выпуклостями пуансона, желательно сделать направляющие: два штырька на резьбе по краям матрицы и два соответствующих отверстия в пуансоне. Ударяйте по пуансону молотком, но уже деревянным. Постепенно под ударами молотка пуансон вдавит лист в матрицу, и на фольге четко отпечатаются все подробности матрицы.

Так вы получите копию, в точности повторяющую оригинал. Остается только отделать ее. Подержите изделие в кипящем 15-процентном растворе серной кислоты, промойте в проточной воде и опустите в горячий раствор серной печени.

Внимание! Работать с кислотой и химикатами нужно в защитных очках, рукавицах и прорезиненном фартуке. Приготовляя раствор кислоты, лейте кислоту в воду, а не наоборот.

Серную печень приготовьте так. Возьмите 1 часть серы и расплавьте в железной банке. В расплавленную серу всыпьте 2 части измельченного сухого поташа и помешивайте железным гвоздем, пока масса приобретет серовато-коричневый цвет. Шляпку гвоздя оберните изоляционной лентой, чтобы не жгло руки. Остывшую серную печень плотно закройте крышкой, так как она гигроскопична. По мере надобности откалывайте кусочки серной печени и растворяйте в горячей воде из расчета 1—2 г на 100 г воды. Раствор сохраняется не более 24 час.

Серная печень в зависимости от концентрации и температуры раствора придает изделию серые и коричневые цвета разных тонов.

Если хотите получить черные тона, приготовьте насыщенный раствор медного купороса. Профильтровав раствор, постепенно добавляйте в него нашатырный спирт, пока смесь не примет яркий, прозрачный синий цвет. Изделие погрузите в раствор на несколько минут, затем выньте и слегка подогревайте над электроплиткой, пока не получится черный цвет нужного тона.

После химической обработки промойте изделие и просушите. Выступающие части рельефа отполируйте пастой ГОИ, потом промойте изделие теплой водой с детским мылом и, просушив, покройте бесцветным спиртовым или нитролаком.

Крупные изделия можно составлять из отдельно вытисненных деталей, которые крепятся клеем или латунными гвоздиками на деревянную подложку.

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...