Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с глиной, керамикой, фарфором
 

Филимоновская игрушка

Когда человек впервые открыл для себя глину, возник древнейший на земле промысел — гончарный. И хотя в наши дни предметы массового производства окружают людей со всех сторон, во многих районах нашей страны и сейчас работают гончары-мастера. Традиции подлинно народного искусства живут в их изделиях, которые особенно дороги нам своей неповторимостью.

С давних пор занимались гончарным искусством в деревне Филимонове Тульской области. Мужчины делали горшки, а женщины — нарядные, затейливые, яркие игрушки-свистульки, которые продавались на шумных и веселых ярмарках в Белеве, Одоеве, Туле, Калуге.

Вместе со взрослыми делали игрушки девочки. Уже лет с семи они начинали зарабатывать на приданое. Мастерство переходило из рук в руки, из века в век.

Давно уже не возят филимоновские крестьяне свистульки на ярмарки. Сейчас филимоновская игрушка всемирно известна — Москву, Монреаль, Брюссель, Токио, Рим и многие другие города покорила она своеобразием и праздничностью.

Воспользуйтесь нашими рисунками и попробуйте сделать игрушку сами.

Лепят филимоновские мастерицы из местной черной глины, но может быть использована и обычная глина, важно лишь освободить ее от мелких камешков, песчинок и других примесей, хорошо выдержать в воде, пока она не станет пластичной, и тщательно вымесить, чтобы глина не прилипала к рукам, легко уминалась и вытягивалась, не содержала пузырьков воздуха.

Игрушка как бы вытягивается из цельного куска глины, причем поверхность ее все время заглаживается пальцами. Каждая игрушка лепится так, что одна из ее частей служит свистулькой. У игрушек-зверей это хвост, у игрушек-людей в руках обязательно петух, утка или курица, которые делаются как свистульки. Чтобы образовать полость свистульки, надо сложить вместе большие пальцы обеих рук и остальными пальцами обтянуть глину вокруг них. Потом большие пальцы вынимаются из полости, а стенки ее соединяются сзади, образуя хвост. После того как изделие затвердеет чуть-чуть, кончик хвоста срезается ножом. Внизу хвоста делается косая вмятина и в ней палочкой протыкается отверстие в полость. Срез хвоста тоже протыкается палочкой до вмятины с таким расчетом, чтобы струя воздуха рассекалась о край отверстия, ведущего в полость. Сверху делаются еще две дырочки. Все эти отверстия показаны на рисунке.

Сырое изделие даже в обычных условиях скоро высыхает и затвердевает, но чтобы придать ему особую прочность и долговечность, лучше обжечь его. Для обжига проще всего воспользоваться муфельной печью — на многих станциях юных техников и в кружках есть такие печи. Обжиг длится около восьми часов при температуре 800—900°. Не следует резко снижать температуру или сразу открывать дверцу печи: изделие может растрескаться.

После высыхания или обжига глина становится светлой, и игрушка готова для раскраски.

Расписываются игрушки ребром куриного пера или кистью. Лучше всего подойдут яркие анилиновые красители, разведенные для прочности в смеси шеллачного лака со спиртом. Можно взять и темперные краски.

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...