Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с деревом
 
Работа с фанерой, ДВП, ДСП

Работа с фанерой

Фанера - это листовой строительный материал, который обычно состоит из плотно склеенных по толщине нескольких тонких слоев древесины (шпона), причем направления волокон в слоях шпона, как правило, взаимно перпендикулярны. Однако производятся и специальные виды фанеры, рассчитанные на повышенное сопротивление изгибу и кручению; эти изделия склеиваются так, что направления волокон шпона располагаются под иными углами - 30°, 45° и 60° - по отношению к смежным слоям или какому-либо краю листа. Если направления волокон всех слоев изделия параллельны, то оно именуется ламинированной (или слоисто-прессованной) древесиной. Фанера с симметричной относительно среднего слоя (серединки) структурой лучше всего сопротивляется короблению. Такая структура типа "сэндвич" характерна для промышленно выпускаемой фанеры, которая обычно склеивается из нечетного числа слоев и соответственно называется трехслойной, пятислойной, семислойной и т.д. Лист шпоновой фанеры набирается из слоев шпона одной древесной породы. Столярные фанерованные изделия с облицовкой и декоративной отделкой широко применяются при изготовлении мебели, дверей, стен и т.д.

Характерные особенности фанеры.

Переработка кряжей в шпон и затем в фанеру позволяет лучше использовать древесину, расширить возможности ее применения, снизить анизотропность и повысить стабильность механических характеристик, создавать из нее прочные и красивые изделия, в том числе с помощью тонких облицовочных шпонов, которые можно искусно сочетать между собой или выкладывать в виде инкрустаций. Фанера, тщательно проклеенная верно выбранным водостойким синтетическим или природным клеем, может служить в качестве внешнего строительного материала, рассчитанного на те или иные погодные условия, гораздо дольше, чем обыкновенная цельная древесина. Тщательный выбор клея в зависимости от применения фанеры, как и правильная эксплуатация изделия, обеспечивают его прочность и долговечность.

Виды и разновидности фенеры

Уже более полувека фанерная плита является излюбленным строительным и отделочным материалом, как в России, так и за рубежом. За прошедшие годы эта слоистая плита претерпела серьёзные изменения, ведь каждый хотел получить максимум полезных возможностей от столь удобного в использовании материала. Так появилась декоративная и облицовочная фанера, широко используемая дизайнерами и архитекторами по всему миру; фанера строительная и ламинированная – находка и палочка-выручалочка во многих строительных изысканиях. В настоящий момент насчитывается более двадцати видов фанеры.

Фанерные плиты имеют более двух десятков видов и разновидностей

Фанера для внутренних работ

ФК - фанера водостойкая. Произведена путём склейки шпона составом на основе карбомидо-формальдегидной смолы либо альбуминоказеиновыми клеями.

Этот вид фанеры следует применять только для внутренних работ и не использовать в несущих конструкциях. Обычно у такой фанеры одна сторона облицовочного качества (сорт А либо В, шлифованная). В большей степени она предназначена для использования в сухих условиях, например для производства мебели или внутренней отделки.

Фанера для внешних работ

ФСФ - марка фанеры повышенной водостойкости. Произведена путём склейки шпона составом на основе фенол-формальдегидной смолы, имеющей тёмный оттенок (это заметно при взгляде на торец листа). Систематические испытания и многолетний опыт применения доказали их высочайшую стойкость к неблагоприятным атмосферным условиям, воздействию микроорганизмов, холодной и горячей воде, пару и высокой температуры.

Усовершенствованные клеевые составы допускают эксплуатацию такой фанеры при повышенной влажности окружающей среды. Она оптимально подходит для отделки фасадов зданий, для устройства кровельной обрешётки, для строительства временных заграждений или изготовления строительных бытовок. Помимо этого, фанера марки ФСФ может применяться для отделки кухонь, ванных и душевых комнат.

Облицовочная (декоративная) фанера

ДФ - декоративная фанера облицована специально подобранными шпонами, обычно из твердолиственных пород древесины – ольха, липа, дуб, бук, вишня, вплоть до таких экзотических, как афрормозия. С обратной стороны фанеры используется более простой и дешёвый шпон. Более дешёвые сорта включают в себя отделку лицевого слоя шпона декоративной бумагой либо плёнкой. Маркировка облицовочной фанеры включает в себя буквенные маркировки ФОФ (склеена фенолоформальдегидными клеями) либо ФОК (на основе карбамидных клеевых составов).

Этот вид фанеры используется преимущественно для изготовления мебели и обшивки помещений декоративными панелями (пол, стены, потолок), имитирующими ценные породы натурального дерева.

Фанеру этого вида можно использовать для наружной отделки полностью или ограниченно - в зависимости от качества клеевого состава, а вот для создания несущих конструкций её вообще не рекомендуется использовать.

Маркировка декоративной фанеры обусловлена материалами, используемыми при её изготовлении:

ДФ1 – бесцветное или красящее покрытие,
ДФ2 – непрозрачное покрытие декоративной бумагой имитирующее текстуру дерева,
ДФ3 – повышенной водостойкости прозрачное лаковое покрытие либо краска не скрывающая натурального рисунка лицевого шпона,
ДФ4 – повышенной водостойкости непрозрачное покрытие декоративной бумагой либо плёнкой.

По количеству облицованных слоёв шпона декоративная фанера подразделяется на одностороннюю и двухстороннюю, а по внешнему виду покрытия – на глянцевую или полуматовую.

Влажность декоративной фанеры не должна превышать 10%. Учёт и продажа декоративной фанеры осуществляется в м2, т.к. данная продукция отличается более существенной ценой, по отношении, к примеру, к фанере строительной.

Огнеупорная фанера

Строительная огнеупорная фанера, производимая согласно ТУ 5512-005-00255214-2004, близка по своим показателям фанере ФСФ повышенной влагостойкости. Согласно нормам СНиП 21-01-97, фанера огнеупорная относится к слабогорючим материалам, медленно распространяющим пламя по поверхности строительным материалам, умеренновоспламеняемым, с умеренной дымообразующей способностью.

Авиационная фанера

Авиационная фанера состоит из тончайшего высококачественного берёзового шпона, полученного методом лущения. Берёзовый шпон – основная составляющая авиационной фанеры, т.к. именно данный вид древесины обеспечивает высокие прочностные характеристики, при малом весе, который напрямую зависит от плотности древесины (плотность лиственных пород несколько ниже, чем плотность хвойных). Толщина авиационной фанеры, как правило, 1-1,6 мм. Применяется авиационная фанера в производстве музыкальных инструментов, а так же для изготовления лёгких летательных аппаратов – благодаря чему и получила своё название.

Ламинированная фанера

Ламинированная фанера – марка, с повышенными показателями износоустойчивости. Производится ламинированная фанера преимущественно из шпона берёзы. С целью увеличения износоустойчивости фанеры, ее внешние стороны покрывают меламиновой плёнкой. Стандартное предложение производителей предлагает продукт ламинированный пленкой 120 г/м2, но производятся и более «выносливые» марки, с покрытием более толстыми пластиковыми плёнками.

Помимо меламиновой плёнки, на российском рынке встречаются сорта ламинированной фанеры с пропиткой специальным составом, на основе фенольной смолы, а так же с покрытием бумагосмоляной пленкой. Существует ламинированная фанера с сетчатым покрытием на одной из внешних сторон, которое обеспечивает высокую адгезию (показатель сцепкости) – фанера с сетчатым покрытием используется для нанесения декоративных отделочных материалов (например, штукатурки).

Ламинированную фанеру отличает высокая плотность древесины лиственных пород, использующихся при изготовлении этого материала, стандартные показатели влажности не более 10% и высокая сортность.

Ламинированная фанера используется для отделки помещений, как внутри, так и на фасадах, а так же это один из наиболее популярных строительных материалов для многоразовой съёмной опалубки ленточных фундаментов.

Кораблестроительная фанера

Это высококачественная конструкционная фанера с облицовочными свойствами, в первое время производилась для использования в кораблестроении. В её изготовлении применяются отборный шпон из определённых видов красного дерева и долговечные водостойкие фенольные клеевые составы. В кораблестроительной фанере полностью отсутствуют пустоты и «непроклейки». Для изготовления такой фанеры используются в том числе тропические породы деревьев – луан, меранти и габун – все, с древесиной красного цвета.

Строительная фанера

Отличается прочностью и долговечностью. Клеится фенолформальдегидными клеями и имеет ограниченные показатели влагостойкости. Внешние слои шпона обычно невысокого качества (сортностью C(3) и D(4)) и могут быть не ошкурены, т.е. без предварительной шлифовки.

Строительная фанера применяется для ремонтных и отделочных работ, изготовления тары и упаковки. Существует ряд требований к использованию строительной фанеры: чётко следовать указанной области применения и, по возможности, избегать резки листов, используя их в изначальном заводском формате.

ФБ (фанера, пропитанная бакелитовым лаком, впоследствии склеивается). Этот вид обладает максимальной сопротивляемостью воздействию агрессивной среды и может использоваться в условиях тропического климата, при повышенной влажности и даже под водой.

БС (фанера, пропитанная бакелитовым клеем, С — спирторастворимый). Эта фанера обладает фантастическими свойствами — сверхвысокой прочностью, стойкостью к агрессивным средам, гибкостью, упругостью, водонепроницаема, не гниет, не раскисает. Ее ещё называют авиационная фанера за то, что раньше использовалась только в авиа- и судостроении.

Использование фанеры.

Листы фанеры (размерами 1,2 м - 2,4 м) разного рода, различные по качеству, назначению и толщине, складируются и продаются как готовые строительные панели. Такие панели широко используются при облицовке стен, настиле полов, возведении перегородок, крыш, сооружении различных желобов, опалубок и пр. В разрезанном виде их применяют во многих отраслях производственной деятельности. В высококачественных изделиях мебельной промышленности плоские поверхности делаются из фанеры, обычно облицованной дорогим декоративным шпоном. Такая фанера изготавливается, как правило, в специальном цехе мебельного предприятия, поскольку качество и внешний вид мебели существенно зависят от совместимости лицевого шпона и породы дерева основы или каркаса. Фанера из древесины как твердых, так и мягких пород выпускается нескольких типов и сортов, которые различаются назначением, сроком службы, внешним видом и стоимостью. Среди этих типов выделяют, например, фанеру для внешних работ, для судостроения, для опалубок и влагостойкую фанеру. В самолетостроении применяется фанера толщиной от 7 мм и более; в домостроительстве используются готовые фанерные панели толщиной от 6 до 25 мм; для изготовления мебели применяется фанера толщиной от 3 мм (трехслойная низкосортная для задников зеркал и днищ ящиков) до 30 мм (пятислойная высокосортная для столешниц письменных столов). Для изделий различных отраслей промышленного производства требуется фанера толщиной от 3 мм (для фасонных лотков и желобов) до 38 мм (для печатных форм на линолеуме). Из дешевой тонкой фанеры повсеместно производят комплекты для тары, которая сшивается гвоздями. Большая часть фанеры выпускается в виде плоских листов или панелей, но существуют механизированные методы производства и гнутых изделий из нее. Фанеру можно проклеивать, согнув ее по несложным контурам, например, заготовок для сидений в общественных местах или корпусов радиоаппаратуры и т.п. Обычно фанеру слегка изогнутой формы прессуют, зажимая ее между парой горячих пресс-форм. Выпускаются из фанеры также фасонные заготовки для кабин и кают, самолетных деталей и т.д.

Технология производства фанеры.

Клеящие составы готовятся в механизированных смесителях и при производстве фанеры подаются в желобки пары клеевых вальцов (из металла или жесткой резины), которые прокатываются с обеих сторон каждого второго слоя шпона или пиломатериала. Затем пакеты промазанного клеем шпона зажимаются и склеиваются в гидравлических или пневматических, а иногда в винтовых (что наименее желательно) прессах. Если клей наносится при комнатной температуре (от 21° до 27° С), то после этого листы проклеенной фанеры обычно складываются в штабели и выдерживаются в них 6 ч и более для затвердевания клея. Прессование фанеры с синтетическими термореактивными клеями наиболее эффективно при повышенной температуре - горячей склейкой, когда на получение готовых листов уходит всего несколько минут. Для этого гидравлические прессы делаются в виде многоярусного набора инструментальных плит с паровым подогревом от 120° до 150° С; между каждой парой таких плит закладывается прессуемый пакет - будущий лист фанеры. Существуют прессы с электрическим подогревом инструмента резисторами или высокочастотным электрическим полем. Таким образом производятся плоские фанерные листы или изделия с несложной кривизной, для изготовления которых не требуется воздействовать давлением по направлениям, отклоняющимся от хода плунжера пресса более чем на 30°. Для производства гнутой фанеры плоские инструментальные плиты пресса снабжаются соовтетствующей парой металлических пресс-форм. При изготовлении фасонной фанеры сложного профиля одной из пресс-форм служит нагнетаемый объем в герметичной оболочке, который по всем направлениям давит с одной стороны на формуемую фанеру, помещенную на жесткую неподвижную пресс-форму. Для полимеризации смоляных клеев при этом применяют либо нагреваемые пресс-формы, либо в нагнетаемый объем накачивается горячий пар. Так как податливость древесины возрастает при ее подогреве, то для изготовления качественной сложно профилированной фанеры нельзя применять клеи, застывающие при комнатной температуре.

ТРЕХСЛОЙНАЯ ШПОНОВАЯ ФАНЕРА.
A - лицевой шпон; B - клей; C - шпоновая серединка; D - шпоновый задник.

Метод изготовления гнутой фанеры из плоского пакета шпона. Клиновидные пропилы (показаны штриховыми линиями) проклеиваются и скрепляются после сгибания и выдержки всего пакета.

Достижения в фанерной промышленности.

Первые трубы из фанеры стали выпускаться только с 1945 г. При изготовлении фанерной трубы последовательные слои шпона навиваются по спиралям противоположных направлений, образуя цилиндр, и скрепляются методом горячей склейки. Давление, спрессовывающее слои трубы, подается на ее внешнюю или внутреннюю поверхность. Для улучшения навивки шпона нередко его слои перемежают тканью или бумагой. Поскольку фанерные трубы пока не являются стандартизованной продукцией, они выпускаются различных диаметров в диапазоне от 25 до 150 мм. Выпускаются различные виды клееной фанеры: с облицовкой крафт-бумагой; с пропиткой и без нее; пригодные для внешней обшивки и фанерования. Металлизированная фанера, т.е. клееная фанера со слоями металла, применяется там, где по условиям эксплуатации необходима прочная и плотная поверхность, например в кузовах грузовиков, или там, где благодаря металлической прокладке повышается износоустойчивость и противопожарная безопасность материала. Производится и фанера высокой плотности; обычно их листы набираются из слоев бакелизированного шпона и прессуются методом горячей склейки. Удельный вес фанеры этого типа может достигать значения 1,3, причем древесина такой фанеры существенно уплотняется в процессе горячего прессования.

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...