Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Декоративные поделки и сувениры

Моделирование кораблей в бутылках

Точной даты рождения этого вида искусства не существует. Очевидно, что оно родилось чуть позже появления в Европе чистого стекла. Предположительно рецепт его привез из Китая в 13 веке Марко Поло. Исторической родиной этого искусства являются северные приморские княжества Германии и Голландия - признанные морские державы XVII-XVIII веков. Реально датированные изделия относятся к началу XVIII века. История творчества тесно связана с жизнью и бытом моряков того времени. Вот что пишет судья международной категории группы "А", обладатель золотых и серебреных медалей, Алешин Л.И.:

"Могучая стихия моря издревле влекла к себе человека. Заглянуть за горизонт люди хотели и в доисторические времена. Но только с появлением навигационных приборов они получили возможность совершать дальние плавания. Началась эпоха великих географических открытий. Морские путешествия растянулись на месяцы и годы. Возникла проблема межвахтенного свободного времени, особенно в штиль. Игра в кости привлекала не всех. Вот здесь и зародилось искусство моделирования кораблей в бутылках. Мастера этого вида создавали не только корабли, но и целые композиции - панорамы портов и маяков, морских сражений и т.д."

Из всех людских безумств и заблуждений
самым непостижимым мне кажется то,
что человек, живя на Земле, один только
раз не стремится постичь ее всю - целиком.
Фестесис де Тенья. Покоритель Тихого Океана.

 

Выдержки из книги Артема Попова «Корабли в бутылках»

Не секрет, что история человечества неразрывно связана с морем. С древних времен люди, преодолевая страх, совершали путешествия по морям и океанам. В вечном поиске нового их вела вперед непреодолимая жажда приключений. Сегодня мы восхищаемся, читая рассказы о великих географических открытиях, отважных моряках и пиратах. Каким мужеством нужно обладать, чтобы отправиться в бушующий океан на утлом суденышке, подвластном стихии. И, конечно, такое плавание не сравнимо с путешествием в уютной каюте современного суперлайнера.

Немногие знают, что постройка моделей кораблей - очень древнее искусство. Уже на стоянках первобытного человека археологи находят модели примитивных лодок - детские игрушки. Модели судов имели также культовое значение – их клали в могилы, надеясь облегчить умершему переход в иной мир. Прекрасные золотые и серебряные модели судов найдены в Месопотамии и египетской Долине Царей. Таким образом, история судомоделизма насчитывает не одну тысячу лет.

А что же корабли в бутылках? Считается, что это искусство зародилось в Европе в XVII – XVIII веках. Именно к тому времени относятся модели кораблей в бутылках, хранящиеся в некоторых музеях Европы. Морякам, коротающим время на берегу, частенько приходилось «заглядывать в бутылку». Одному из них, по-видимому, и пришла в голову счастливая идея поместить туда модель корабля. Могли ли корабли в бутылках появиться раньше указанного срока? До недавнего времени многие исследователи полагали, что нет, мотивируя это неумением древних стеклодувов делать сосуды, прозрачные настолько, чтобы можно было легко разглядеть их содержимое. Трудно представить, что кто-либо захочет делать корабль в непрозрачной бутылке. Вместе с тем, в последнее время появились данные, доказывающие обратное. На некоторых картинах старых мастеров можно заметить прозрачные бокалы и сосуды из стекла. Что это – фантазия художника или отражение реальности? Археологи все чаще находят осколки прозрачных стеклянных изделий, возраст которых насчитывает не одну тысячу лет. В древности стеклянные изделия стояли очень дорого и были недоступны простым людям. И все же нельзя полностью исключить того, что такая бутылка могла попасть к талантливому мастеру, способному соорудить в ней модель корабля.

Необходимо отметить, что помимо кораблей, искусные мастера создавали в бутылках религиозные сцены, сцены из повседневной жизни, различные механизмы и многое другое. Возможно, этот вид творчества появился даже раньше, чем собственно корабли в бутылках. Впрочем, сам термин «корабли в бутылках» должен включать в себя все, что человеку удается соорудить в бутылке сквозь узкое горлышко. Как правило, модели в бутылках подразделяют на три основных типа:

 

Корабли в бутылках

В бутылку помещена именно модель корабля. Основное внимание в таких моделях уделяется возможно более точному воссозданию деталей. Модель внутри бутылки может покоиться на специальной подставке или же «плыть» по морской поверхности, искусно сделанной мастером.

 

Диорамы

Диорамы изображают сцены из жизни (часто морской). Это может быть морской порт с городом на берегу и кораблями на рейде, морская баталия, тонущий корабль и многое другое.

 

Диковинки

К этой группе относится все, что рождает буйная фантазия мастера. Это сцены из библейской жизни, различные мельницы, механизмы, фигурки людей, автомобили, самолеты – в общем все, что словом корабль никак не назовешь.

Несмотря на бурное развитие техники, постройка кораблей в бутылках остается, как и много лет назад, сугубо ручной работой. Чтобы достичь успеха необходимы огромное терпение и мастерство. И так же, как много лет назад, модель вызывает удивление у зрителей. Именно поэтому многие люди с увлечением занимаются постройкой кораблей в бутылках, используя современные материалы и не уставая придумывать все новые секреты сборки.

Во многих странах существуют ассоциации, объединяющие людей, увлеченных кораблями в бутылках. Есть ассоциации в Англии, Германии, Голландии, Дании, Норвегии, Японии, США, Франции и других странах. Существует даже «Европейская Ассоциация Кораблей в Бутылках», объединяющая в своих рядах моделистов со всего мира. Эти организации издают журналы, устраивают выставки и конференции, в общем, не дают моделистам скучать. Не мало в мире и музеев, в коллекциях которых представлены корабли в бутылках…

 

Сам по себе процесс сборки уже захватывает. Через узкое горлышко диаметром от 15,5 мм, по частям с помощью специальных инструментов и технологии собирается парусник, который занимает почти весь объем бутылки. На корабле проработаны мелкие детали.

Длина моделей от 50 до 140 мм. Работы выполнены из дерева и ткани, без применения пластика. Возможно также, выполнение морских сражений парусных судов в бутылке (до 6 кораблей одновременно), в дыму и огне с максимально возможной динамикой боя, выполняются в 4,5 литровых квадратных бутылках. Виды маяков и берега с проходящими мимо парусниками, гонки чайных клиперов выполняются в бутылях емкостью 3-4,5 литра.

Модели мастера неоднократно проверены как предмет удачного бизнеса в различных сувенирных салонах России и других стран, находятся у коллекционеров США, Германии, Японии, Великобритании, Швейцарии и других стран. Сделайте ставку на трудолюбие и компетентность автора. Сотрудничество можно начать с небольшой партии в 5-7 шт. В наше время Всемирной судомодельной Федерацией это разновидность моделизма включена в систему соревнований как класс С-5. На трех последних чемпионатах мира эти модели занимали достойное место.

 

Технология изготовления

Фундаментальный закон: Твори что хочешь, но не пытайся разрезать бутылку! (В крайнем случае, разбей ее, если уж совсем ничего не получилось).

Начинать работу лучше всего с изготовления корпуса модели. Его вырезают из дерева, окрашивают в нужный цвет, устанавливают мачты, рангоут, такелаж и все необходимые детали. Не пугайтесь, все эти работы нужно делать на рабочем столе, а не внутри бутылки. Необходимо только в процессе работы время от времени проверять свободно ли проходит полностью укомплектованная модель в горлышко бутылки.

Изготовление корпуса - очень важная часть работы. Несмотря на то, что корпус модели приходится делать уже (не в смысле уже делать, а в смысле делать узким), чем он должен быть по чертежу (чтобы он свободно проходил в горлышко бутылки), все остальные детали необходимо, по возможности, изготавливать в точном соответствии с чертежами. Только так можно сделать хорошую модель корабля.

Теперь займемся мачтами, ведь именно в них заключен секрет. В своем основании, мачты имеют миниатюрный шарнир, позволяющий им легко складываться вдоль корпуса корабля. Существует множество различных конструкций шарниров, но прежде, чем выбрать готовый, попробуйте придумать свою конструкцию. Может быть, Вам удастся изобрести что-нибудь оригинальное: ведь роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое.

Тут можно придумать много интересного. Не следует забывать лишь об одном: шарнир должен быть, как можно меньше заметен. Именно поэтому, основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Можно, например, окрасить мачту, вместе с шарниром, в темный цвет или надеть на мачту небольшой кусочек трубки, который, свободно перемещаясь, закроет шарнир после того как мачта займет вертикальное положение и многое другое.

В общих чертах технология изготовления парусника в бутылке довольно проста. Сначала модель строится на столе с учетом дальнейшего членения и сборки-разборки. После этого парусник разбирается и начинается финишная сборка внутри бутылки при помощи специального инструмента. Вот этот самый инструмент и является фирменным ноу-хау, которым мастера не расположены делиться. В современной интерпретации он представляет собой обычно гибкий вал с цанговым захватом на конце. А для нанесения микроскопических капель клея используют длинные медицинские иглы. Саму сборку модели начинают с самого дальнего от горлышка элемента, чтобы в процессе изготовления старые части не заслоняли вновь устанавливаемые. Чем длиннее и уже бутылочное горлышко, чем полнее заполнен моделью объем бутылки, чем больше элементов в конструкции парусника - тем более высоко модель оценивается как на соревнованиях, так и на аукционах.

 

Ниже показан процесс сборки русского линкора "Слава Екатерины".

Вначале в бутылку помещается нижняя часть корпуса

Корпус приклеивается на подставку внутри бутылки

Самая ответственная часть - мачты аккуратно складываются назад

Ювелирная работа - по миллиметру мачты протаскиваются сквозь горлышко

Верхняя палуба с мачтами зашла в бутылку без поломок

Склеиваем половинки корпуса - теперь парусник невозможно извлечь

Специальным крючком осторожно выпрямляем мачты

Ответственная операция - по одной нити натягиваем такелаж

Приклеиваем нити к бушприту и аккуратно отрезаем их излишки

Пинцетом через горлышко наклеиваем мелкие недостающие детали

Заготовки для классики жанра - заклинивание пробки. Секрет - в нити

Последняя капелька клея - теперь парусник закупорен окончательно

 

Существует как минимум 14 основных технологий сборки, или, на профессиональном жаргоне, "запузыривания" модели в бутылку. У каждого мастера она своя. Подводные лодки, например, нарезают долями, а потом собирают внутри бутылки, тщательно заклеивая швы. Но высший пилотаж - парусники. Полностью собираемые из мельчайших деталей внутри бутылки корабли - очень большая редкость, ввиду многомесячного процесса сборки. Более массовая технология подразумевает заваливание мачт парусника назад, для облегчения прохождения через бутылочное горлышко. Основная хитрость такой схемы - шарниры, которыми мачты крепятся к палубе. Второе ноу-хау - снасти, за которые поднимаются мачты внутри бутылки.

Кроме того, что они выполняют функцию подъема, снасти должны соответствовать реальному такелажу. На хорошо сделанном паруснике снасти натянуты как струна - только тогда создается ощущение ветра в бутылке. Если мачты можно поднять одновременно - замечательно. На сложных моделях это не всегда возможно - тогда мачты поднимаются не спеша и поодиночке. После натягивания такелажа, специальной проволочкой с закрепленном на конце кусочком лезвия обрезаются все нитки на бушприте. После чего начинается финишная отделка корабля: тончайшим пинцетом устанавливаются на клею пушки, шлюпки, вымпелы и другие мелкие детали. Главное - не заляпать клеем бутылку изнутри, тогда работа считается браком.

 

 

Более подробную информацию о моделировании кораблей в бутылках вы можете узнать на сайте автора: www.shipseva.com

Автор: Всеволод Гладилин

Данная статья подготовлена специально для "Энциклопедии Технологий и Методик". При перепечатывании - ссылка на Энциклопедию обязательна.

http://www.patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо