Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Домашние промыслы
 
Технологии по ремонту и изготовлению обуви

Замена подошв и рантов в обуви ниточного метода крепления

К обуви ниточных методов крепления низа относятся рантовая и рантово-клеевая, полусандальная и полусандально-клеевая, прошивная, опанко-прошивная, «парко», сандальная и выворотная.

Среди обуви ниточных методов крепления низа, поступающей в ремонт, наиболее распространена рантовая и рантово-клеевая, менее -полусандальная и полусандально-клеевая. Рантовая и рантово-клеевая обувь обладает повышенной надежностью в носке, хорошими влаго- и теплозащитными свойствами. Но ее производство связано с наиболее высокими материальными и трудовыми затратами, что обуславливает сокращение удельного веса этой обуви в общем объеме ее производства.

Полусандальная и полусандально-клеевая обувь по внешнему виду и надежности в носке отличается от рантовой и рантово-клеевой обуви незначительно. Ее производство требует меньших трудовых и материальных затрат по сравнению с рантовой и рантово-клеевой обувью. В отличие от рантовой и рантово-клеевой обуви, в которой рант играет существенную роль несущей детали, в полусандальной и полусандально-клеевой обуви рант накладной, выполняющий второстепенные функции. Он служит для более равномерной утяжки шва, некоторого повышения его прочности и для предохранения затяжной кромки верха от прорыва швом, а также улучшения внешнего вида обуви. Полусандальную обувь изготовляют в основном для носки в весенне-летнее время года, полусандально-клеевую обувь - для круглогодовой носки или для носки в осенне-зимний период.

Прошивной метод крепления низа вследствие неудобств, возникающих в процессе его выполнения, и меньшей надежности в носке используют для изготовления обуви в ограниченной степени: для изготовления домашней обуви, отдельных видов спортивной обуви, а также для модельной обуви ручного производства. Количество поступающей в ремонт прошивной обуви, так же как обуви сандального и выворотного методов крепления, используемых для изготовления только легкой обуви, незначительно. Практически не поступает в ремонт также обувь, изготовленная методом «парко», из-за резкого сокращения ее выпуска и применения этого метода для изготовления только детской и малодетской обуви, которую не сдают в ремонт, так как дети вырастают из нее ранее наступления сроков ремонта.

 

Конструкция низа.

Обувь ниточных методов крепления по конструкции низа отличается большим разнообразием. В зависимости от вида деталей и конструкции подошвенных скреплений ее можно разделить на следующие основные группы:

- рантовый и рантово-клеевой методы крепления низа;
- сандальный, полусандальный и полусандально-клеевой;
- прошивной.

Ниточные швы, скрепляющие детали низа обуви, выполняют льняными или капроновыми нитками.

Ниточные швы, соединяющие детали низа обуви, подразделяются на двухниточные (строчечные) внутреннего переплетения и однониточные (цепные) наружного переплетения (рис. 32).

Рис. 32. Структура ниточных звеньев шва:
а – двухниточного (строчечного) внутреннего переплетения; б – однониточного (цепного) наружного переплетения.

В образовании двухниточного шва внутреннего переплетения участвуют две нитки (или два конца одной нитки), переплетающиеся между собой в середине толщины скрепляемых деталей. Однониточные швы наружного переплетения образуются одной льняной или капроновой ниткой; по внешнему виду однониточный шов наружного переплетения (с одной стороны скрепляемых деталей) не отличается от двухниточного шва внутреннего переплетения; с противоположной стороны однониточный шов имеет вид цепочки, составленной из соединяющихся друг с другом петель.

В образовании конструкции низа обуви механического производства (рис. 33) рантового и рантово-клеевого методов крепления участвуют подошва, губа стельки вместе с затяжной кромкой верха и рант или эти же детали и дополнительно подложка (внутренняя подошва). Рант прикрепляют к губе стельки вместе с затяжной кромкой однониточным швом наружного переплетения; при этом петли шва располагаются в наружном углу губы стельки. Подошва в обуви рантового метода крепления и подложка в обуви рантово-клеевого метода крепления прикреплены к ранту двухниточным швом внутреннего переплетения; в обуви рантово-клеевого метода крепления подошву приклеивают к подложке.

Рис. 33. Схемы скрепления деталей низа рантовой и рантово-клеевой обуви механического производства:
а – скрепление деталей низа в рантовой обуви;
б – скрепление деталей низа в рантово-клеевой обуви:
1 – верх, 2 – подкладка, 3 – стелька, 4 – губа стельки, 5 – подошва, 6 – рант, 7 – ниточный шов, 8 – подложка (внутренняя подошва).

Низ обуви ручного производства рантового метода крепления образуется прикреплением ранта вместе с затяжной кромкой верха к стельке, а подошвы - к ранту (рис. 34). Рант и подошву сшивают ручным двухниточным швом внутреннего переплетения, проходящим при пришивании ранта в горизонтальной плоскости, а подошвы - в вертикальной.

Рис. 34. Схемы скрепления деталей низа рантовой и рантово-клеевой обуви ручного производства:
а – скрепление деталей низа в рантовой обуви;
б – скрепление деталей низа в рантово-клеевой обуви:
1 – верх, 2 – подкладка, 3 – стелька, 4 – ниточный шов, 5 – подошва, 6 – рант, 7 – конец нитки, 8 – подложка (внутренняя подошва).

В рантово-клеевой обуви ручного производства подложку (внутреннюю подошву) прикрепляют к ранту ручным двухниточным швом внутреннего переплетения с последующим наклеиванием подошвы.

Низ обуви сандального метода крепления образуется верхом, подошвой и накидным рантом; полусандального - верхом, подкладкой, стелькой, подошвой и накладным рантом (рис. 35).

Рис. 35. Схемы скрепления деталей низа обуви:
а, б – сандальной; в – полусандальной:
1 – верх, 2 – подкладка, 3 – стелька, 4 – подошва, 5 – рант, 6 – ниточный шов.

В образовании низа обуви полусандально-клеевого метода крепления (рис. 36) дополнительно участвует подложка. Подошва в обуви сандального и полусандального методов крепления, подложка и подошва в обуви полусандально-клеевого метода крепления прикреплены аналогично обуви рантового и рантово-клеевого методов крепления.

Рис. 36. Схема скрепления деталей низа полусандально-клеевой обуви:
1 – верх, 2 – подкладка, 3 – стелька, 4 – подошва, 5 – рант, 6 – ниточный шов, 7 – подложка (внутренняя подошва).

Низ обуви прошивного метода крепления образуется подошвой, стелькой и затяжной кромкой верха (рис. 37).

Рис. 37. Схемы скрепления деталей низа прошивной обуви:
а – с клеевой затяжкой; б – с гвоздевой затяжкой:
1 – верх, 2 – подкладка, 3 – стелька, 4 – подошва, 5 – ниточный шов, 6 – затяжной гвоздь.

В обуви механического производства подошва прикреплена однониточным сквозным швом наружного переплетения; стежки шва располагаются с одной стороны на стельке, с другой углублены в подошву. В обуви ручного производства подошва прикрепляется сквозным ручным двухниточным швом внутреннего переплетения. При наличии соответствующего оборудования подошвы в обуви прошивного метода крепления прикрепляют машинным даухниточным швом внутреннего переплетения.

Кроме перечисленных основных групп обуви ниточных методов крепления низа, некоторое распространение имеет обувь опанко-клеепрошивного, «парко», выворотного, втачного методов крепления низа, а также обувь бортового метода крепления (опанки), которая может быть отнесена к обуви ниточных методов крепления низа (рис. 38).

Рис. 38. Схемы скрепления деталей низа обуви ниточных и комбинированных методов крепления низа:
а – опанко-клеепрошивной с однониточным или двухниточным креплением бортиков подошвы; б – «парко»; в – выворотный; г, д – втачной; е – бортовой:
1 – верх, 2 – подкладка, 3 – стелька, 4 – подошва, 5 – мягкая подошва, 6 – рант, 7 – ниточный шов, соединяющий верх обуви с бортиком подошвы.

 

Двухниточные скрепления деталей.

В образовании двухниточного шва внутреннего переплетения при скреплении подошвы, подметки, рубца и ранта на машинах СПР и СПР-1-Р участвуют две нитки; стежки шва располагаются с одной стороны на поверхности или внутри подошвы, подметки или рубца, с другой - на ранте. Нитку, проходящую по подошве, подметке или рубцу, пропитывают расплавленным варом для защиты от атмосферных влияний, укрепления шва и образования в прикрепляемых деталях низа своеобразных шпилек.

Когда подошва, подметка или рубец еще мало изношены и стежки шва не нарушены, шов внутреннего переплетения представляет собой прочное звеньевое скрепление. Разрушение шва в процессе носки обуви при ненарушенных стежках может быть вызвано только грубыми нарушениями технологии в процессе производства обуви или применением недоброкачественных материалов для деталей низа и их прикрепления, что может вызвать пересекание скрепленных деталей по линии строчки или обрыв ниток шва. По мере износа подошвы, подметки или рубца стежки шва нарушаются; шов в этот период представляет собой прерывистое стержневое (шпилечное) скрепление, в котором роль стержней (шпилек), играют пропитанные варом отрезки нитки, залегающие внутри этих деталей низа обуви; прочность ниточного скрепления, в особенности резиновых деталей, при этом резко снижается.

На прочность двухниточных скреплений внутреннего переплетения влияют следующие основные факторы:

- свойства материалов подошв, подметок, рубцов и рантов;
- диаметры иглы и шила и их соотношение;
- толщина и прочность ниток;
- влажность кожи скрепляемых деталей;
- частота шва;
- пропитка челночной и игольной ниток;
- утяжка шва и расположение узла переплетения челночной и игольной ниток;
- глубина и тип подрезки подошв, подметок или рубцов.

Прочность двухниточных скреплений деталей низа обуви при ненарушенных стежках зависит непосредственно от сопротивления материала деталей разрыву и прорыву ниткой; на прочность скреплений при нарушенных стежках влияет более сложный комплекс свойств материалов подошв, подметок и рубцов (вязкость, упругость, влажность и т.д.), определяющий силу контактного трения между нитяной шпилькой и охватывающей ее поверхностью отверстия в коже.

В зависимости от свойств материалов подошв, подметок и рубцов прочность двухниточных скреплений колеблется в широких пределах. При ненарушенных стежках скрепление кожаных деталей низа с рантом разрушается в основном вследствие разрыва ниточных звеньев шва, а резиновых - из-за прорыва межзвеньевых участков резины ниточным швом.

Ослабление материалов скрепляемых деталей и ниток в процессе пристрачивания также сказывается на прочности двухниточных скреплений.

От степени ослабления кожи или резины, прокалываемой шилом машины, зависят рассечение скрепляемых деталей при строчке, разрушение ниточных звеньев шва и сила держания нитяными шпильками после истирания при носке обуви участков стежков шва, прилегающих к ходовой поверхности обуви.

В зависимости от условий пристрачивания потеря прочности подошвенной кожи при прокалывании шилом машины составляет 23-37%, резины - 14-48%, а игольной нитки, образующей шов со стороны ранта - 10-45%.

Прочность кожаных подошв, подметок, рубцов и рантов в процессе их взаимного скрепления зависит и от содержания в них влаги. При низком содержании влаги шило не раздвигает волокна прокалываемой кожи, а перерезает и разрушает их. С другой стороны при излишнем увлажнении в процессе последующей сушки обуви в ниточных звеньях шва возникают большие напряжения, ослабляющие или разрушающие стежки. Кроме того, из-за повышенной усадки подошвы или подметки след обуви теряет форму. Оптимальная влажность кожаных деталей, участвующих в образовании скрепления, составляет 30-35%.

Диаметры шильев и ига и их соотношения во взаимосвязи с толщиной ниток оказывает большое влияние на прочность прикрепления подошв, подметок и рубцов к рантам. Шилья и иглы увеличенных размеров дают возможность увеличивать толщину ниток и соответственно силу держания нитяной шпильки, но в то же время ограничивать применение более частой строчки, так как скрепляемые детали в местах проколов больше разрушаются. Кроме того, большие проколы шила недостаточно заполняются нитками, перетирание ниточных звеньев шва на стыке скрепляемых деталей ускоряется. Чем меньше отверстия от проколов, тем сильнее нитки зажаты в материале подошв, подметок или рубцов и тем до известного предела выше прочность скрепления при нарушенных стежках, но при чрезмерном уменьшении диаметров шильев и игл трение ниток о стенки проколов в процессе строчки увеличивается, нитки больше ослабляются, что также снижает прочность скрепления. Аналогичное влияние оказывает также повышение или снижение отношения диаметра шильев к диаметру ига. Для пристрачивания подошв, подметок и рубцов к рантам применяют шилья, площадь поперечного сечения которых несколько меньше площади поперечного сечения игл, так как при разных площадях поперечных сечений нитки не полностью заполняют проколы. Нитка с бобины (игольная) в процессе образования шва, проходя через направляющие и натягивающие механизмы машин СПР и СПР-1-Р, ослабляется больше, чем челночная, поэтому, а также для лучшей укладки челночной нитки в подрезку прикрепляемой детали, игольные нитки должны быть толще челночных.

Прочность двухниточных скреплений внутреннего переплетения зависит также и от частоты строчки. Частотой шва определяется сопротивление разрыву в процессе носки обуви межзвеньевых участков материалов скрепляемых деталей и ниточных звеньев скреплений. С увеличением до известного предела частоты строчки прочность прикрепления кожаной подошвы при ненарушенных и нарушенных стежках возрастает, после достижения частоты 2,7-3 стежка на 1 см шва (что соответствует шагу шва 3,3-3,7 мм) увеличение прочности скрепления замедляется, а в пересчете на 1 стежок и ниточную шпильку снижается.

Для резиновых деталей низа обуви, характеризующихся пониженным сопротивлением разрыву и прорыву ниткой по сравнению с кожаными деталями, прочность двухниточного скрепления при ненарушенных стежках определяют сопротивлением прорыву межзвеньевых участков.

При уменьшении частоты шва сопротивление резины прорыву стежком, естественно, повышается, однако общая прочность шва на 1 см скрепления по отношению к оптимальной частоте при этом снижается, так как повышение сопротивления прорыву резины каждым стежком не компенсирует уменьшения общего числа стежков в единице длины шва.

Практически кожаные подошвы, подметки и рубцы пристрачивают с частотой строчки 2,8-3,3 стежка на 1 см, т.е. с шагом строчки 3-3,5 мм; резиновые подошвы, подметки и рубцы — с частотой строчки 2-2,5 стежка на 1 см, т.е. с шагом строчки 4-5 мм.

Пропитка игольных (катушечных) ниток мыльной эмульсией увеличивает их скольжение при прохождении через рабочие органы машины и проколы в скрепляемых деталях, благодаря чему нитки в меньшей степени ослабляются в процессе работы машины.

Пропитка челночных (шпулечных) ниток расплавленным варом способствует их склеиванию со стенками проколов в скрепляемых деталях, образованию нитяных шпилек при застывании вара и обеспечивает общее повышение прочности скрепления, в особенности при нарушенных стежках.

Степень натяжения игольной и челночной ниток в процессе образования стежков, определяющая расположение узла переплетения обеих ниток в стежке, также заметно влияет на прочность шва. В зависимости от правильности утяжки ниток узел переплетения в двухниточном шве может оказаться на поверхности подошвы, подметки, рубца, ранта или в толще скрепляемых деталей. Наибольшая прочность шва достигается в том случае, когда обе нитки переплетаются в середине общей толщины скрепляемых деталей. Узлы переплетения ниток при этом располагаются на расстоянии примерно 2/3 толщины подошвы от ее ходовой поверхности, скрепляемые детали плотно прижаты друг к другу, образующиеся внутри прикрепленной детали утолщения узлов переплетения ниток в проколах способствуют повышению надежности скрепления, удерживая деталь и после ее частичного истирания и нарушения стежков. Если же нитки из-за неодинакового натяжения переплетаются на поверхности подошвы, подметки, рубца или ранта, то прочность шва при нарушенных стежках снижается по сравнению с оптимальным расположением примерно вдвое. При слабой утяжке шва в процессе носки обуви подошва, подметка или рубец могут сместиться к ранту, в этом случае ниточные звенья быстро перетрутся, скрепление разрушится.

Так как прочность двухниточных скреплений низа при нарушенных стежках значительно меньше, чем до их нарушения, то эффективным средством повышения надежности обуви, особенно на резиновой подошве и подметке, является отдаление шва от ходовой поверхности. Для этого кожаные подошвы, подметки и рубцы подрезают на глубину 0,8-1,2 мм и в полученную подрезку укладывают стежки шва.

Подрезание кожаных деталей с лицевой стороны и укладку стежков шва в вертикальную подрезку (рис. 39) осуществляют непосредственно в процессе пристрачивания этих деталей. При ручной пришивке кожаных подошв, подметок и рубцов применяют наклонную подрезку (рис. 40), которую выполняют до накладки прикрепляемых деталей на обувь.

Рис. 39. Вертикальная подрезка в кожаной подошве для защиты двухниточного шва внутреннего переплетения.

Рис. 40. Наклонная подрезка в кожаной подошве для защиты двухниточного шва внутреннего переплетения:
а – подрезка до пришивки подошвы;
б – закрытая подрезка после пришивки подошвы.

Для резиновых пористых подошв, подметок, иногда рубцов применяют торцевую подрезку (рис. 41), выполняемую предварительно, до пристрачивания деталей; глубина торцевой подрезки примерно равна половине первоначальной толщины резины.

Рис. 41. Торцевая подрезка в резиновой пористой подошве для защиты двухниточного шва внутреннего переплетения:
а – подрезка до пришивки подошвы;
б – закрытая подрезка после пришивки подошвы.

В резиновых пористых подошвах шов от ходовой поверхности отдаляют раздваиванием с последующим пристрачиванием к ранту одного слоя и наклеиванием второго слоя; изготовленную таким образом обувь обычно называют рантово-клеевой.

 

Однониточные скрепления деталей.

Однониточные швы наружного переплетения служат для прикрепления рантов (в меньшей степени — подошв, подметок и рубцов) к затяжной кромке верха и стельке на машинах 03012/Р2, 03012/Р3 и ПНК. Продольные одинарные участки шва укладывают на внутренней поверхности стельки, а двойные участки стежков — на ранте или утапливают в подошве, подметке или рубце.

В настоящее время в производстве обуви однониточные подошвенные скрепления распространены мало. Это объясняется недостаточной надежностью прошивной обуви, так как при нарушении одного какого-либо звена в скреплении шов распускается; увеличенной массой обуви из-за утолщенной подошвы, неровностью внутренней поверхности стельки вследствие выступа шва; технологическими трудностями при изготовлении прошивной обуви (деформирование обуви в процессе пришивания подошв, обязательное снятие обуви с колодок перед пришиванием подошв и т.д.).

Прошивной метод крепления низа кроме ремонта кожаной обуви применяют также и для ремонта низа валяной обуви.

В начальный период носки обуви, когда однониточный шов еще не нарушен, прочность подошвенного скрепления достигает значительной величины. После нарушения стежков при износе подошвы прочность скрепления резко снижается до уровня, не обеспечивающего держание подошвы в обуви.

Прочность однониточных скреплений зависит от сопротивления разрыву и прорыву ниткой скрепляемых деталей, степени ослабления этих материалов при прокалывании иглой прошивной машины, частоты шва и др. При пришивании кожаных деталей применяют иглы с плоским острием. Они легче проникают в кожу, меньше разрушают волокна. При пришивании резиновых деталей иглы с круглым острием меньше ослабляют резину, чем с плоским острием.

С увеличением шага шва до известного предела (до длины стежков 5-6 мм для кожаной подошвы и 7-8 мм для резиновой непористой) прочность скрепления увеличивается как при целых, так и при нарушенных стежках. При дальнейшем увеличении шага строчки прочность скрепления уменьшается: шов с ненарушенными стежками в этом случае разрушается из-за преимущественного разрыва ниточных звеньев, а не межзвеньевых участков материала деталей низа, а шов с нарушенными стежками ослабляется из-за уменьшения числа стежков на единицу длины шва.

Резкое снижение прочности прошивного скрепления после нарушения стежков вызвало необходимость при пришивке подошв, подметок или рубцов углубить шов внутрь этих деталей. В прошивной обуви с кожаными подошвами звенья шва укладывают в предварительно сделанную торцовую подрезку с желобком (рис. 42), который располагают на глубине 1-1,3 мм от лицевой поверхности деталей низа. Резиновые детали низа углубляют предварительным желоблением по линии шва без подрезания (рис. 43) или с подрезанием торцовой стороны на глубину 1,2-1,5 мм и ширину 12-14 мм и последующим желоблением. При пришивке ранта звенья шва укладывают в желобке на нелицевой стороне ранта. Желобление и подрезание улучшают эксплуатационные свойства однониточного шва, но при этом необходимо увеличивать толщину подошв, что утяжеляет обувь и уменьшает ее гибкость.

Рис. 42. Схема однониточного подошвенного скрепления кожаной подошвы с торцевой подрезкой:
1 – верх, 2 – шов, 3 – стелька, 4 – простилка, 5 – подошва, 6 – рант.

Рис. 43. Схема однониточного подошвенного скрепления резиновой подошвы с открытым швом:
1 – верх, 2 – шов, 3 – стелька, 4 – простилка, 5 – подошва, 6 – рант.

 

Ручные скрепления деталей.

При ремонте обуви во многих случаях машинное прикрепление деталей низа ниточными швами оказывается нецелесообразным вследствие относительно малой потребности в данном виде ремонтных работ, малой протяженности требуемых швов, опасности чрезмерного ослабления скрепляемых деталей при вторичном прокалывании шильями и иглами машины и др. В этих случаям детали низа прикрепляют вручную строчечным швом. Применение этого шва обеспечивает высокую производительность труда и позволяет выполнять крепление в тесных участках обуви, в которых пользование иглами и щетинками весьма затруднительно.

Строчечный шов (рис. 44) выполняют прямыми или криволинейными шильями-крючками.

Рис. 44. Схема образования ручного строчечного шва.

Шило-крючок вводят в первый прокол скрепляемых деталей, накидывают на крючок отрезок навощенной или пропитанной варом и навощенной нитки, протаскивают нитку сквозь прокол до середины ее длины, вводят шило-крючок во второй прокол, накидывают на него ветвь 1-й нитки, вытягивают петлю и продевают через нее ветвь 2-й нитки. Потянув за ветвь 1-й нитки, втягивают узел переплетения обеих ветвей внутрь скрепляемых деталей и далее сильно утягивают стежок. Снова вводят шило-крючок в следующий прокол, накидывают на крючок ветвь 1-й нитки и цикл повторяют.

Строчечный ручной шов применяют при ремонте низа обуви ниточных методов крепления для сквозного (через затяжную кромку верха и стельку прикрепления рантов, подошв, подметок и рубцов) и несквозного (аналогично шву взавойку) прикрепления рантов к затяжной кромке верха и примерно к половинной толщине стелек. По конструкции стежков строчечный и ручной шов похож на двухниточный шов внутреннего переплетения. На прочность ручного строчечного шва влияют в основном те же факторы, что и на прочность двухниточного шва внутреннего переплетения, т.е. свойства материалов скрепляемых деталей и ниток, степень ослабления этих материалов в процессе образования шва, диаметр шила-крючка, расположение узла переплетения в ниточном стежке, утяжка шва и др. На прочности ручных ниточных скреплении и их надежности в процессе носки обуви особенно сильно сказывается степень утяжки шва. При недостаточной утяжке шва подошвы или подметки в процессе изгибания обуви при ходьбе могут смещаться относительно друг друга, ниточные стежки при этом подвергаются большей нагрузке и истиранию, что чаще всего является причиной нарушения ручных скреплений низа при носке обуви. Большая или меньшая утяжка шва зависит от величины приложенных при шитье усилий, свойств и влажности кожаных скрепляемых деталей. Применение жестких и недостаточно увлажненных кожаных подошв, подметок, рубцов и рантов, так же как и недостаточное увлажнение кожаных стелек ремонтируемой обуви, приводит к необходимости приложения больших усилий при прокалывании этих деталей шилом-крючком, более слабой утяжке шва при одновременном снижении производительности труда.

 

Ремонт и замена подошв и рантов в обуви рантового метода крепления.

Этот вид ремонтных работ выполняют при общем или местном износе подметочной части подошв, сопровождающемся износом рантов и нарушением их скреплений с затяжной кромкой верха и стелькой, а также при крупном ремонте кожаной обуви, связанном с заменой деталей низа.

Современная технология ремонта подметочной части подошв в рантовой обуви основана на сочетании приклеивания подметки или рубца (клеем НИТХИ-62 или другим наиритовым клеем) с последующим пристрачиванием к ранту.

Рантовую обувь в настоящее время изготовляют в основном на кожаной подошве с вертикальной или наклонной подрезкой, на низком каблуке, с некруговым рантом. В незначительных количествах изготовляют рантовую обувь на резиновой пористой подошве, с торцевой подрезкой, также на низком каблуке, с некруговым рантом.

Технологический процесс ремонта и замены кожаных подошв рантовой обуви включает следующие операции:

- подбор колодок и надевание обуви на колодки;
- удаление изношенной части подоив;
- удаление подошв;
- замену и укрепление рантов;
- взъерошивание следа обуви;
- прикрепление супинаторов и геленков;
- простилание следа обуви;
- нанесение клея на след обуви, подметки, рубцы и подошвы и сушку клеевой пленки;
- увлажнение и провяливание кожаных подметок, рубцов и подошв;
- приклеивание подметок, рубцов и подошв;
- обрезку подметок, рубцов и подошв;
- пристрачивание подметок, рубцов и подошв;
- закрытие подрезки в подметках, рубцах и подошвах;
- прикрепление пяточной части подошв.

 

Подбор колодок и надевание обуви на колодки.

Операцию выполняют при ручном креплении рантов, подметок и рубцов, ручном и машинном креплении подошв к рантам в процессе крупного ремонта обуви. Машинное крепление рантов производят, не надевая обувь на колодки, крепление подметок и рубцов к рантам - надевая или не надевая обувь на колодки.

По фасону и размеру колодки должны соответствовать ремонтируемой обуви. На колодку, посаженную на штуцер, надевают с помощью рожка полупару обуви, не допуская при этом нарушения швов верха обуви, порывов подкладки и деформирования обуви.

 

Удаление изношенной части подошв и удаление подошв.

Стежки ниточного шва, соединяющего подошву с рантом, перерезают вручную ножом по периметру, соответствующему последующему наложению подметки и рубца или по всему периметру шва при замене подошвы. Затем подошву осторожно отделяют по направлению от носочной к пяточной части. Изношенную подметочную часть подошвы срезают по линии, проходящей ниже линии пучков на 5-10 мм при постановке неудлиненных подметок или ниже линии пучков на 25-30 мм при постановке в мужской и женской рантовой обуви удлиненных подметок. Геленочную часть подошвы (оставшуюся после срезания подметочной части), так же как и подметки, по прямому краю спускают на ширину 25-30 мм при ремонте мужской обуви и на 20-25 мм при ремонте женской, девичьей и мальчиковой обуви. В участке наложения рубца подошву срезают косым резом на нет; ширина среза подошвы, так же как и рубца, - 12-15 мм.

При полной замене подошв в процессе крупного ремонта кожаной обуви каблуки (если они не представляют одно целое с подошвами) предварительно удаляют, а лишь затем отделяют подошвы. Если каблуки и пяточная часть подошв прикреплены гвоздями, то их перед удалением каблуков и подошв аккуратно извлекают, не допуская повреждения верха и стельки обуви.

Остатки перерезанных стежков шва, соединяющего подошву с рангом, полностью удаляют с помощью кривого шила и плоскогубцев.

 

Замена и укрепление рантов.

В тех случаях, когда ранты изношены, а их скрепление с затяжной кромкой верха и стельками повреждено вследствие прорыва межзвеньевых участков материала рантов, возникает необходимость в полной или частичной замене последних. В других случаях, когда ранты полностью сохранились, нигде не порваны стежками, а лишь в отдельных местах отсоединились от затяжной кромки верха и стелек или неплотно с ними скреплены, ограничиваются только укреплением рантов. Ранты могут быть заменены или укреплены механическим или ручным способом. До пришивки рантов укрепляют затяжную кромку верха, если она в некоторых местах отстала от стельки; свободные края заплат, наклеенных на изношенные места верха обуви, расположенные на расстоянии менее 7 мм от затяжной грани, загибают за грань стельки и прикрепляют тексом или приклеивают клеем НИТХИ-62 или «Крокус» к затяжной кромке верха. Изношенный участок рантов срезают со спуском на нет с бахтармяной стороны на 8-10 мм. При машинном креплении ранта, вкладную стельку или полустельку в зависимости от степени их износа и месторасположения рантируемого участка ранта удаляют или отгибают в сторону пятки.

Кожаные ранты, используемые при машинной пришивке в виде мотков, должны по качеству соответствовать установленным требованиям, быть равномерными по плотности, ширине и толщине; ширина рантов для ремонта мужской обуви 14-16 мм, женской - 12-14 мм. Один из концов ранта в мотке (от начала пришивки) спускают на нет с бахтармяной стороны па ширину 8-10 мм.

Ранты увлажняют погружением в воду температурой 20-25°С на 1-2 минуты с последующим провяливанием под влажной мешковиной в течение 30-60 минут. Кожаную стельку с внутренней стороны (при ручной пришивке и с наружной) и старый рант в ремонтируемом участке увлажняют кистью, смоченной водой.

Пришивая рант на прошивной машине, обувь надевают на разогретый рог, подводят под иглу место начала пришивки и делают 2-3 стежка, не накладывая ранта. Затем накладывают рант лицевой стороной на затяжную кромку верха, чтобы внутренний его край проходил на расстоянии б-7 мм от грани стельки. При ремонте рантовой обуви механического производства рант необходимо пришивать так, чтобы шов попал во внешний угол, образованный стелькой и ее губой (рис. 45). Для этого при пришивке мастер держит обувь с уклоном на себя. В рантовой обуви ручного производства шов прошивной машины должен пройти через рант, затяжную кромку верха и стельку параллельно грани следа обуви на расстоянии 3-5 мм от края стельки. Перед окончанием пришивки ранта машину останавливают, отрезают рант сверх требуемой длины, спускают его конец с бахтармяной стороны на нет на ширину 8-10 мм и продолжают пришивку, сделав 2-3 стежка за пределами спущенного конца ранта.

Рис. 45. Схема прикрепления ранта в рантовой обуви механического производства на прошивной машине:
1 – рог машины, 2 – стелька, 3 – рант, 4 – игла машины, 5 – верх обуви.

При частичной замене ранта вновь пришиваемый отрезок ранта подкладывают спущенным с лицевой стороны концом (по ходу шва) под бахтармяную сторону конца старого ранта, а в конце шва рант срезают со спуском на нет на ширину 8-10 мм с бахтармяной стороны и накладывают на второй спущенный конец старого ранта. Нарушенное крепление ранта к стельке при пригодности ранта восстанавливают прошивкой этого участка по старым проколам аналогично прикреплению нового ранта.

При замене и укреплении рантов в мужской обуви применяют иглы №284, льняные нитки № 9,5/8 или капроновые нитки № 1,3; при ремонте женской обуви применяют иглы №268, льняные нитки № 9,5/7 или капроновые нитки № 1,8. Нитки пропитывают расплавленным варом: температура вара для пропитки льняных ниток 70 ±5°С, капроновых — 55 ±5°С, длина стежков 6-7 мм.

По окончании пришивки ранта подрезают ножом нитку последней петли шва, снимают о6увь с рога машины, проверяют правильность пришивки и при необходимости исправляют обнаруженные дефекты, дополнительно прикрепляя рант по старым проколам, срезают нитки внутри обуви, надевают обувь на колодку стойки-упора и околачивают молотком рант и след обуви. В процессе околачивания рант в носочной части надсекают с бахтармяной стороны на 1/3—1/2 его толщины под углом 30°; длина надрезов 1,5-2 мм, число надрезов - 4-5.

Ранты, подошвы и подметки прикрепляют на машине 03012/Р2 или 03012/Р3.

Прикреплению ранта ручным способом при полной замене или при большой протяженности заменяемого участка предшествует удаление простилки, а в некоторых случаях - прикрепление к стельке кожаного вкладыша. Так как ручным швом можно захватить только около половины толщины стельки, то при отсутствии вкладыша в процессе носки отремонтированной обуви возможен прорыв ниточными звеньями шва стельки, если она потеряла гибкость и прочность в результате длительного воздействия потовых выделений стопы.

Вкладыш вырезают из кожи для низа обуви толщиной 1,8-2 мм. По форме и размерам он должен соответствовать поверхности, ограниченной губой стельки в рантовой обуви механического производства или затяжной кромкой верха в рантовой обуви ручного производства. Вкладыш увлажняют, погружая в воду температурой 20-25°С, провяливают под влажной мешковиной в течение 30-60 минут, промазывают бахтармяную поверхность вкладыша казеиновым, декстриновым или мучным клеем и наклеивают на стельку, предварительно удалив простилку. Вкладыш временно прикрепляют к стельке двумя проволочными гвоздями.

Для ручной пришивки рантов применяют льняные нитки №№ 9,5/7 - 9,5/8 или капроновые №1,8 в виде отрезков требуемой дайны. Для лучшей сохранности ниточных звеньев шва в процессе носки обуви и облегчения скольжения нитки в проколах скрепляемых деталей льняные нитки предварительно натирают пчелиным воском или сначала варом, а потом воском; капроновые нитки натирают пчелиным воском.

Ранты для ручной пришивки вырезают из соответствующей кожи в виде ремешков, подбирая их ширину в соответствии с шириной рантов в ремонтируемой обуви и припуском 1,5-2 мм на последующую обработку. Новые ранты, подлежащие прикреплению, ремонтируемые участки старых и стельки с наружной стороны увлажняют так же, как и при машинной пришивке. Внутренний край рантов по всей дайне спускают с лицевой стороны на 5-6 мм при ремонте мужской обуви и на 4-5 мм - при ремонте женской обуви. Один из концов ранта (от начала пришивки) спускают на нет с бахтармяной стороны на ширину б-8 мм. При использовании составных рантов из двух-трех частей их концы в местах соединения спускают на нет с противоположных сторон, промазывают резиновым клеем и накладывают друг на друга.

При ремонте рантовой обуви механического производства ориентирами для выполнения ручного шва служат наружная сторона губы стельки и линия на вкладыше, прочерчиваемая острием шила на расстоянии 12-15 мм от наружной стороны губы. В рантовой обуви ручного производства для правильного расположения шва прочерчивают две линии: первую по затяжной кромке верха на расстоянии 1-1,5 мм от грани стельки при открытом ранте и 2-3 мм при закрытом ранте, вторую — по вкладышу на расстоянии 12-15 мм от первой. По прочерченной на вкладыше линии ножом, поставленным под углом 30-40° к поверхности вкладыша, делают наклонную подрезку глубиной около 1 мм.

Рант накладывают лицевой стороной на затяжную кромку верха обуви и приступают к его прикреплению ручным строчечным швом по проколам, выполняемым кривым шилом-крючком. Проколы начинают с подрезки вкладыша, захватывают шилом-крючком половину толщины стельки, выводят шило-крючок у основания губы стельки с наружной стороны или у линии, прочерченной на затяжной кромке верха (рис. 46), и далее прокалывают затяжную кромку верха и рант посередине его спущенной части. Расстояние между смежными проколами, определяющее длину его стежков в направлении, параллельном длине ранта, в пучковой части 7-8 мм, в носочной - 5-6 мм. В пучковой части при пришивке рант несколько вытягивают, а в носочной слегка посаживают. Для лучшего прилегания ранта в носочной части с внешней его стороны делают 4-5 коротких надрезов. Перед окончанием пришивки оставшийся конец ранта отрезают косым резом со спуском с бахтармяной стороны на нет на ширину 6-8 мм, пришивают спущенный конец ранта, завязывают нитку узлом и отрезают ее излишки.

Рис. 46. Схема прикрепления ранта ручным способом:
а – в рантовой обуви механического производства;
б – в рантовой обуви ручного производства:
1 – верх обуви, 2 – рант, 3 – вкладыш, 4 – стелька, 5 – линия прокола и прохождения шва.

Если рант изношен в каком-либо одном небольшом участке, его отрезают косым резом со спуском оставшейся части ранта с бахтармяной стороны на нет на ширину 5-7 мм. В соответствии с протяженностью ремонтируемого участка ранта, его шириной и толщиной выкраивают отрезок нового ранта, увлажняют и провяливают его, спускают оба конца с лицевой стороны, промазывают резиновым клеем спущенные концы старого и нового рантов и, совместив их, пришивают ручным швом, не приклеивая вкладыш на стельку. В начале и в конце пришивки шов должен заходить на 2-3 стежка на неспущенные концы старого ранта.

Прикрепленный рант околачивают молотком, выравнивают поверхность оглаживанием на доске; открытый рант с лицевой стороны прокатывают нагретым рантовым накатником. Вручную ранты прикрепляют при помощи шильев и крючков.

 

 

Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

..

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...