Загрузка...
Бизнес - Энциклопедия

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
 
Как найти работу
 

Прием на работу.
Как не стать обманутым?
Часть 1

Искусство нравиться - это умение обманывать.
Л. Вовенарг

Мы устраиваемся на работу. Мы хотим понравиться своему потенциальному работодателю. Хотим, чтобы он считал, что мы - те самые люди, которые смогут оправдать его ожидания, заняв вакантную должность.

А если мы в глубине души боимся, что у нас не хватает опыта? Недостаточно высокая квалификация? Слабое здоровье, в конце концов? В таких случаях мы всегда стараемся скрыть свои недостатки и невинно ввести будущего работодателя в некоторое заблуждение.

Но если для себя подобные действия мы считаем допустимыми, то почему аналогичные им должен отвергать работодатель? И отдельные работодатели, из числа тех, кто не способен обеспечить своим сотрудникам приемлемые условия для профессиональной деятельности, частенько уповают как раз на них. Понятно: тем, кто не в состоянии успешно состязаться в честной конкурентной борьбе, ни на что, кроме хитрости, надеяться не приходится.

В этой статье речь пойдет о тех невинных (или не таких уж невинных) хитростях, которые применяют некоторые работодатели для привлечения в свою организацию новых сотрудников.

Профессиональное обольщение обычно используют в двух случаях. Первый - когда охотятся за ценным профессионалом экстракласса, второй - для привлечения специалистов на работу с заведомо невыгодными условиями труда. Но в первом случае экстрапрофессионал сам, как правило, отлично знает, какая репутация у ведущих компаний той отрасли, где он работает, и знает свою цену на рынке трудоустройства. А вот во втором - соискатели часто находятся почти в полном неведении относительно этих важнейших пунктов и, следовательно, рискуют попасть в число потенциальных жертв. И именно им было бы полезно ознакомится с этой статьей.

Сразу определим: речь пойдет не о нарушениях КЗоТ или других законодательных норм. Хитрости, которые описаны в статье, за рамки закона не выходят ни на йоту. Хотя, конечно, при желании любой трудовой договор можно составить так, что в его законодательной легитимности не сможет разобраться и бригада профессиональных юристов... Но трудовые договоры, не отражающие реально условия труда (что встречается сейчас сплошь и рядом), отсутствие на предприятиях элементарной техники безопасности - тема отдельная.

Какие же конкретные хитрости могут использовать профессиональные обольстители? Какие приемы будут они использовать, чтобы войти к нам в доверие и усыпить нашу бдительность? С помощью чего они могут попытаться убедить нас принять не слишком выгодные предложения при трудоустройстве?

Хитрость номер один - создание искусственного конкурса. Если мы поймем, что работодатель испытывает острую нехватку рабочей силы и, следовательно, нуждается в нас, мы сможем занять уверенную позицию и требовать выгодных для себя условий. Поэтому опытный работодатель будет стараться представить дело так, будто широкие возможности выбора - у него, а в положении просителей находимся мы. К тому же наши мысли в подобной ситуации концентрируются на шансах и способах прохождения этого конкурса, отвлекая таким образом от болезненных для работодателя тем.

В рамках этого метода (или как более мягкий его вариант) на групповых собеседованиях используется прием "нехватки стульев". Изначально вместимость аудитории планируется меньшей, чем требует количество приглашенных - мол, смотрите, как вас тут много, желающих, даже стульев на всех не хватает. Если вы где-либо столкнетесь с подобной ситуацией, подумайте о том, что в серьезных организациях таких "случайностей" стараются не допускать, так как заботятся о комфорте своих потенциальных сотрудников и не хотят, чтобы первое впечатление о знакомстве с фирмой у кого-либо ассоциировалось с отчаянным поиском свободного стула.

Чем кроме искусственного конкурса профессиональный обольститель может отвлечь вас от адекватного анализа выгодности его предложения и возможностей возникновения "подводных камней"? Прием номер два называется "мозговой штурм". Столь колоритное название не зря вызывает холодок. Ведь после использования этого приема, если эффект достиг цели, в ваших мозгах останется только вязкая аморфная каша, с которой опытный инструктор сможет сделать все что захочет.

Конечно, в условиях собеседования о приеме на работу провести настоящий мозговой штурм нельзя. Да работодателям этого и не надо. Ведь даже в результате легкого мозгового штурма - а в условиях предварительного собеседования только такой и возможен - неподготовленные мозги могут оказаться достаточно мягкими для того, чтобы последующие обещания работодателя прошли "на ура" без всякого критического анализа. Конечно, этот анализ вы сможете провести, вскоре придя в себя, на худой конец - дома, но тем не менее... К тому же дома работодателю уже не задашь никаких вопросов, а там, глядишь, вспоминая все обещанное, и замечтаться, и забыть можно...

В общем, даже если "жертва мозгового штурма" - не приговор, лучше ею все-таки не оказываться. Тем более что сделать это очень просто. Мозговой штурм, проводимый при приеме на работу, заключается в обескураживании соискателей огромным шквалом информации, объем которой не может быть усвоен среднестатистическим человеком за отведенное время. В результате не выдержавший неожиданной нагрузки мозг временно теряет способность к объективному анализу. Так что, если вы видите, что на собеседовании вас пытаются попросту говоря "загрузить", отключайтесь до тех пор, пока дело не перейдет к конкретным вопросам. Не бойтесь что-либо упустить - у вас еще будет возможность получить всю необходимую информацию в доступной форме. Мозговой штурм рассматривается в этой статье столь подробно потому, что, по мнению автора, столкнуться с ним вам придется еще не раз и не только при приеме на работу.

Что еще на собеседовании может вызвать подозрение? Хитрость номер три - это описание вышестоящей позиции. То есть вам могут полчаса описывать прелести работы менеджера в данной компании, но предлагают-то всего лишь должность помощника менеджера. А менеджером из помощника еще надо стать. И неизвестно сколько сил и времени придется потратить, пока вам это удастся. Да и удастся ли? Опять-таки: в серьезных организациях не будут тратить время на то, чтобы описывать достоинства места, которое вы пока что не заслужили. Журавль-то, как говорится, в небе.

Как частный случай описанной выше схемы - испытательный срок. Частный, но отнюдь не менее опасный. Даже если вас берут только на испытательный срок, ваши работодатели обязаны заключить с вами трудовой договор. И уже ваша задача - внимательно изучить описанные в нем условия (это, между прочим, полезно всегда, а не только в этом случае). Иначе вы сильно рискуете оказаться в положении одного моего знакомого, который три недели таскал кирпичи на стройке "за спасибо". И которому теперь все сочувствуют, но никто не может помочь - виноват-то сам.

Кстати, без зарплаты вас могут оставить и еще одним способом. На местах, где работа связана с материальной ответственностью, особенно в розничной торговле, отдельные "очень умные" работодатели сами устраивают недостачи отработавшим "без дня месяц" сотрудникам. А затем отпускают - без денег - на все четыре стороны: "Скажи спасибо, что отпускаем, а то в суд подадим и всю недостачу выплатить заставим". И люди уходят. Так что аккуратнее с материальной ответственностью! Впрочем, это уже не "маленькие хитрости при трудоустройстве", это иначе называется.

С самым "страшным" пора, пожалуй, покончить (а то вы так совсем на работу устраиваться не пойдете) и перейти к более безобидным вещам.

Вам следует насторожиться, если потенциальный руководитель проявляет излишнюю фамильярность, сразу же старается завести дружбу с потенциальным подчиненным. Это должно наводить на мысль, что в фирме на дружеские ласки столь щедры потому, что с другими видами поощрения (особенно с материальными) здесь, вероятно, не очень. Да и вообще, как заметил Жан де Лабрюйер: "Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост". И даже если вы уверены, что ваш собеседник - милейший простачок, подумайте: а почему он начальник?

Другая крайность - излишний официоз - сама по себе, в принципе, подозрений вызывать не должна. Но если очень "продвинутый" и уважаемый топ-менеджер сидит в свитере и джинсах, да еще за обшарпанным столом... Ну, вы поняли. В общем, официоз хорош лишь тогда, когда имеется соответствующий ему имидж. Впрочем, крайность признаком мудрости никогда еще не была. Тем не менее не следует забывать: даже очень подозрительный внешний вид еще не является стопроцентной гарантией неприемлемых условий работы. По одежке только встречают. И очень может быть, что не очаровавшая вас с первого взгляда организация на самом-то деле не из худших. Как и наоборот. Поэтому самое важное при попытке трудоустройства - это содержание конкретного разговора о будущей работе.

О чем нужно помнить, разговаривая с потенциальным работодателем?

Первое и, наверное, самое главное: не упускайте деталей. Любой работодатель без труда сможет нарисовать красивую картинку вашего будущего места работы, но когда вы эту картинку "пощупаете", она может и расползтись. Детали важны везде и всегда. На войне главное - маневры. Вы должны твердо себе уяснить, сколько вам собираются платить, за что и как. Постарайтесь, чтобы не было различных неточностей, приблизительностей и прочих "быть можностей". Никогда не забуду такой случай. Еще в школе мы с другом захотели подзаработать расклейщиками объявлений. При приеме с нами очень мило побеседовали, сказали, что паспорт и трудовая книжка не нужны, что с пачки расклеенных объявлений выходит в среднем по сто рублей, дали по пачке на расклейку и хотели уже пожать руки, но тут мой друг внезапно спросил: "А как вы узнаете, что мы эти объявления расклеили, а не выбросили на помойку?" "Так мы же платить вам будем в зависимости от числа позвонивших по этим объявлениям" - был ответ. Про то, как мы узнаем, сколько человек позвонит по расклеенным нами объявлениям, нам никто так и не сказал. Так что и незначительные детали порой оказываются очень важными, особенно если речь идет о деньгах.

При выяснении интересующих вас вопросов не стесняйтесь показаться непонятливым. Серьезные люди никогда не обвинят вас в занудстве. Более того, представителям организаций, где дело действительно хорошо поставлено, ваша дотошность будет даже приятна. А если, задав несколько лишних вопросов, вы кому-нибудь все-таки покажетесь простачком? Знайте: по-настоящему умного человека это не настроит против вас. Франсуа де Ларошфуко сказал: "Вернейший способ быть обманутым - это считать себя хитрее других".

Но даже если вы нашли в себе силы задать прямой и острый вопрос, это еще не значит, что ваш визави вынужден будет открыться. В некоторых фирмах, причем как раз из числа тех, которые злоупотребляют привлечением новых сотрудников, инструкторы, проводящие собеседования, проходят даже специальный тренинг по выпутыванию из ситуаций, вызванных неподходящим вопросом. На наиболее часто встречающиеся обличительные вопросы у них, как правило, уже заранее готов уводящий ответ. Многие "заготовки" предназначены специально для работы с группой. Их авторы рассчитывают, и не без оснований, на то, что задавший вопрос человек постесняется потребовать уточнения из-за все той же боязни показаться самым непонятливым из присутствующих, а также потому, что надеется на других (они все поняли, а если бы не поняли, то спросили бы, один я такой непонятливый). Как было замечено еще Н.Г. Чернышевским, честных людей обманывают толпой.

Конечно, способов обольщения существует бесчисленное множество. Постепенно исчезают или обновляются устаревшие и появляются совсем новые. Рассказать обо всех способах, наверное, невозможно (тем более что их никто не афиширует), здесь рассмотрены лишь наиболее распространенные из них.

Есть одно универсальное средство, которое позволяет не поддаваться всем без исключения приемам. Имя его - ум. Только с помощью трезвого аналитического ума можно разгадать все приемы и каверзы профессиональных обольстителей, тех, кто, используя труд своих сотрудников, пытается экономить на их вознаграждении. Во время каждого собеседования у вас в голове, как у двукратного чемпиона мира в "Формуле-1" Михаэля Шумахера во время гонки, должен "работать запасной компьютер". И если вы хотите быть умным, то должны знать: умен тот, кто готов думать везде, всегда и обо всем. Ибо знает, что лучше него и за него никто ничего не придумает.

Автор материала: Салек Пинигин
http://patlah.ru

© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.

Loading...

..

Загрузка...

оооооооооооооооооооооооо