Загрузка...
Бизнес - Энциклопедия

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
 
Public Relations
 

Публичные выступления и спичрайтинг

В работе PR-специалиста необходимы, как навыки публичного выступления, так и профессиональные знания по подготовке речей для первых лиц организации. Прямой контакте аудиторией имеет свои особенности, знание которых позволяет стать успешным оратором и хорошим спич-райтером.

Можно выделить следующие типы публичных выступлений:

Программные речи

Большие выступления, посвященные какой-то проблеме, на конференциях, "круглых столах", собраниях акционеров и др.

Реплики

Небольшие выступления в рамках дискуссии на 1 -2 минуты.

Интервью

Беседа с журналистом либо для дальнейшей подготовки материала, либо в прямом эфире.

Технологическая цепочка подготовки публичного выступления выглядит следующим образом:

Определение формата выступления

Программная речь требует детальной подготовки, сбора большого количества информации, особого анализа данных для выявления характерных тенденций и возможного прогнозирования развития ситуации. Реплики требуют выяснения отдельных фактов или аспектов какой-то специфической проблемы, по которой планируется участие в дискуссии. Интервью предполагает проработку списка возможных вопросов и подготовку к беседе на смежные темы.

Определение уровня компетентности аудитории

Уровень подготовленности аудитории и ее знания проблемы выступления будет определять язык речи. Если выступление проходит в среде профессионалов, то, естественно, приветствоваться будут специальные профессиональные термины. Если аудитория смешанная, то необходимо ориентироваться на менее подготовленную ее часть, чтобы быть понятым всеми, однако без ущерба для смысла и без искажения каких-либо фактов.

Определение цели выступления

- информация
- анализ проблемы, прогнозы, оценки, разные мнения и др.
- убеждение
- примеры, аргументация, влияние на точку зрения и др.

Информационная речь должна быть рациональной и учитывать особенности аудитории. Успех информационной речи достигается безупречной аргументацией, подробным анализом причинно-следственных связей, последовательностью изложения мыслей.

Убеждающая речь должна быть эмоциональной и ориентироваться на эмоции слушателей.

Сбор и анализ необходимой информации, подготовка тезисов.

Максимально подробная информация по теме выступления — необходимый элемент при подготовке удачной речи. Это позволяет сделать основные тезисы наиболее яркими, проиллюстрировать их необходимой информацией, цифрами и примерами.

Одной из основных проблем публичных выступлений является удержание внимания. Здесь может помочь использование особых риторических приемов, мимики и жестов, а также аудиовизуальных материалов (слайдов, таблиц, графиков и др.).

Риторические приемы

Выбор того или иного приема определяется ситуацией и темой выступления. Своевременное использование этих приемов сделает речь интересной и живой:

Риторический вопрос

Обращайтесь к слушателям с риторическими вопросами, это поможет вам сохранить с ними связь (например, "Возможен ли был другой ход событий ?")

Отождествление себя с аудиторией.

Например: "Мы все ежедневно сталкиваемся с этой проблемой..."

Неожиданность.

Используйте в речи неизвестную слушателям информацию.

Экспрессия.

Будьте экспрессивны в речи, постарайтесь использовать как можно меньше штампов.

Гипербола.

Прибегайте к преувеличениям, чтобы заострить внимание на определенных проблемах. Например: "Это сложнейшая по своей структуре проблема, нал решением которой бьются вот уже несколько поколений".

Провокация

На некоторое время вызовите у слушателей отрицательную реакцию на некоторую проблему, а затем предложите противоположное решение.

Это только несколько возможных риторических приемов, при использовании которых публичное выступление будет запоминающимся и ярким. Очевидно, что виртуозное владение риторическими приемами приходит с многолетним опытом, а знание основных их видов — первый шаг на этом пути.

Аудиовизуальные материалы

Любое публичное выступление, в котором много цифровых данных и графической информации, станет гораздо интересней, если подкрепить ее аудиовизуальными материалами.

Наглядные материалы (слайды и др.) должны отвечать следующим требованиям:

° иллюстрировать тезис,
° не быть перегруженными информацией,
° быть оформлены в едином стиле.

Спичрайтинг

Речи можно разделить на две большие группы:

° публичные (устные),
° письменные (в печати и полиграфии).

Публичные речи

Написание публичных речей во многом зависти от человека, для которого готовится текст выступления. Всех людей можно разделить на две основные группы:

Импровизаторы

Люди, для которых достаточно собрать необходимую информацию и подготовить несколько основных тезисов. Все остальное сделает сам выступающий в силу своей природной общительности и готовности к публичным выступлениям.

Педанты

Люди, для которых публичные выступления являются серьезным испытанием в силу недостаточной практики и природной замкнутости. Для таких людей подготовка к публичным выступлениям проходит в два этапа:

° написание речи (более развернутое, очень подробное, но не дословное, чтобы не превратить выступление в зачитывание речи);
° прогонка речи (подготовка к выступлению, репетиция). Большинство великих ораторов не раз репетировали свои речи либо перед зеркалом, либо в кругу родных и знакомых.

Письменные речи широко используются в различных буклетах и чаще всего представляют собой официальное обращение, например к участникам конференции или посетителям выставки. При написание таких речей необходимо помнить, что письменная речь существенно отличается от устной. От статьи письменная речь отличается больше по форме, чем по содержанию. Начинается она приветствием читателям и изобилует обращениями, которые создают атмосферу непосредственного общения, разговора с читателем.

В идеале PR-специалист должен стремиться к тому, чтобы сделать своего руководителя уверенным в себе и своих силах оратором. PR-специалист должен сосредотачиваться скорее не на придумывании интересных метафор для своего руководителя (это всегда очень индивидуально и под силу очень немногим), а на глубоком анализе данных в период подготовки выступления для выявления интересных тенденций и возможного прогнозирования ситуации. Именно аналитика и глубокое понимание процессов сделают PR-специалиста незаменимым в любой организации.

Кремлевские вратари

Не будет преувеличением сказать, что президентский спичмэйкинг - труд уникальный во всех отношениях. Штат кремлевских "речеписцев" существовал всегда (за исключением первых лет революции), но профессиональный расцвет цеха, безусловно, связан со становлением новой России, с эпохой демократической, открытой и публичной политики.
На разных этапах функционирования института президентства служба спичрайтеров играла одну из главных ролей в создании не только публичного имиджа главы государства, но и положительного образа страны, в формировании и развитии политического дискурса, внедрении в общественное сознание таких понятий, как Демократия, Право и Свобода.
Специфика деятельности спичрайтеров главы государства - в особом регламенте и уникальном механизме подготовки главного "продукта" - материалов публичных выступлений. Спичрайтеры - не только и не столько составители текстов и расстановщики "нужных" акцентов, это политические аналитики, эксперты и "пиарщики" в одном лице. Создание прорывных идей и ярких образов, метких метафор и точных оценок ситуации - вот те непростые творческие задачи любого спичрайтера, и особенно представителя "кремлевского пула".
Несмотря на сравнительно короткий период времени, уже сейчас можно говорить о нескольких поколениях, школах кремлевского спичрайтинга первого и второго президентов, каждая из которых, несмотря на преемственность, неповторима. Политическому истеблишменту и экспертному сообществу хорошо известны имена мастеров высокого класса: Л.Г. Пихоя, Д.Р. Поллыевой, А.А. Шторха и А.В. Вавры.
Увы, в политике автор не тот, кто пишет, а тот, кто подписывает. Эта аксиома накладывает ряд профессиональных этических обязательств на тех, кто в тени, кто создает новые слоганы и крылатые фазы, такие как "перестройка", "новое мышление" или "равноудаленность олигархов". Авторы книги "Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России", определяя роль спичрайтера в окружении лидера, пишут. "В этой команде спичрайтер - вратарь. Он - не нападающий, не забивает голы и редко становится кумиром болельщиков. Но, подобно голкиперу, спичрайтер находится на последнем рубеже обороны. Права на ошибку у него нет - никто не подстрахует. Недаром говорят хороший вратарь - половина команды".
На немногочисленной группе спичрайтеров главы государства лежит ответственность не только за публичные промахи и слабые выступления первого лица, но и за несделанные шаги и упущенное время, за незамеченные идеи, несформулированные мысли и не найденные к случаю слова - за будущее страны.

А.С. Блинов
спичрайтер Гос.секретаря Союзного государства России и Беларуси,
ранее - сотрудник референтуры Президента Российской Федерации

 

 

http://patlah.ru

© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.

Loading...

..

Загрузка...

оооооооооооооооооооооооо