Загрузка...
Бизнес - Энциклопедия

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
 
Public Relations
 

Отношения с инвесторами

Крупные российские компании стали уделять все больше внимания взаимоотношениям с уже имеющимися и потенциальными инвесторами. На данном этапе развития Investor Relations компании в большинстве случаев прибегают к помощи западных агентств или приглашают западных специалистов, тем не менее специалистам по PR стоит знать основы менталитета крупных инвестиционных компаний и инвестиционных аналитиков, а также основные этапы построения практики IR, их методы и средства достижения целей.

Базовый принцип IR очень прост, хотя и не полностью еще достижим в нашей стране: компания или индивид не станут вкладывать деньги, если не имеют полной информации о состоянии дел компании и ее перспективах на ближайшие годы.

Условно Investor Relations как часть PR можно разделить на две части: отношения с существующими инвесторами и процесс IPO. Хотелось бы коротко рассказать о процессе IPO, так как авторы уверены, что многие заинтересуются данной темой, особенно после успеха РБК.

Initial Public Offering (IPO - первичное публичное размещение акций)

Отношения с инвесторами в период IPO имеют начало (предрегистрационное планирование) и конец (закрытие предложения покупки акций). После закрытия предложения IR начинают играть важную роль в стратегическом планировании компании.

Почему IR так важны для компаний, которые выходят на биржу? Да потому, что у них есть всего один шанс произвести благоприятное первое впечатление.

Активность компании в период перед регистрацией (рre-registration)

После того как получены утвердительные ответы на главные стратегические вопросы — "Можем ли мы сделать первичное публичное размещение акций?" и "Стоит ли нам делать первичное публичное размещение акций?", — начинается кропотливая работа.

Так как мы в основном ориентируемся на выход на американские биржи (последний успешный пример нам продемонстрировала компания "Вимм-Билль-Данн"), в этой главе мы будем ссылаться на правила Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). (Хотя ОАО "РБК Информационные Системы" и инвестиционная компания "Атон" впервые в России произвели прямое первичное публичное размещение акций (IPO) на отечественных биржах (ММВБ и РТС), во многом сходное по схеме проведения с требованиями SEC.). К процессу привлекаются андеррайтеры (в случае с РБК им выступал АТОН), юристы и консультанты.

Отношения с инвесторами в период, предшествующий регистрации, должны осуществляться в тесном взаимодействии с юристами, отвечающими за процесс регистрации, и координироваться маркетинговой программой андеррайтеров.

Цели IR в период, предшествующий регистрации

Стоит выделить две основные цели отношений с инвесторами в этот период:

  ° информирование финансового сообщества и общественности о компании и ее бизнесе,
  ° установление модели коммуникационной активности компании.

Компаниям следует начинать осуществление этих целей хотя бы за год до регистрации, так как после ее начала SEC на некоторое установленное время запрещает маркетинговую активность, такую как выпуск пресс-релизов, написание речей для роуд-шоу и др.

IR-план любой компании будет включать в себя следующие пункты:

  ° Текущая PR- и рекламная кампания — сможет ли она повлиять на потенциальных инвесторов?
  ° Какие планы на будущее у компании? Планирует ли компания расширяться вертикально или горизонтально? Намерена ли она развивать свой бизнес локально или расширять его на новые рынки сбыта? Какова миссия компании на рынке?
  ° Какую сумму средств планируется получить в результате выпуска акций?
  ° Какова ситуация на рынке?
  ° Какова сфера деятельности компании?

Активность компании в период регистрации

Переход от предрегистрэционного периода к стадии регистрации довольно размыт. По правилам SEC, действиями, после которых компания может официально считаться находящейся в стадии регистрации, являются заседание совета директоров, на котором официально приняты решение и планы по IPO; выпуск пресс-релиза с официальным заявлением о намерении публично разместить акции, финальный выбор андеррайтера. Все эти действия показывают серьезное намерение компании осуществить размещение.

Заявление о регистрации

Первоначальная задача компании и команды по регистрации — составление "Заявления о регистрации", документа, описывающего компанию в предписанном правилами SEC формате.

Этот документ включает в себя информацию о возможных рисках, дивидендах, капитализации, консолидированную финансовую информацию, описание бизнеса компании, биографии менеджмента компании, экспертные оценки и т.д.

После составления данного документа он отдается на утверждение в SEC, а также может распространяться в качестве "предварительной брошюры". После того как SEC его утвердит, он становится "официальной брошюрой".

Due Diligence

Due diligence — интенсивная проверка предоставленной информации о компании и ее планах. Это делается для того, чтобы потом можно было бы оперативно ответить на любые претензии к компании. Процесс IPO является большим риском для компании, и due diligence помогает снизить риск предоставления широкой общественности неверной информации о компании. Процесс due diligence обычно включает в себя исследование рынка, на котором компания работает, и юридический аудит компании Кроме того, исследуются услуги и продукция компании, ее отношения с клиентами, поставщиками, банками, кредиторами, профессиональными ассоциациями. Этот процесс также включает интервью с ключевыми фигурами в компании, посещение офисов, заводов, консультации с техническими экспертами. При этом каждый документ официально утверждается.

Road Show

Роуд-шоу устраивается в период "ожидания" — времени между заполнением регистрационных документов и их утверждением SEC. Оно организовывается совместно с андеррайтерами и является главным маркетинговым элементом на данном этапе. Это замечательная возможность для руководства компании установить отношения с потенциальными инвесторами и инвестиционными аналитиками.

В роуд-шоу обычно участвуют президент, генеральный и финансовый директора компании, представители андеррайтеров и специалист по IR. В это время участники роуд-шоу работают в очень напряженном режиме — проводятся встречи в финансовых центрах, как в собственной стране, так и за рубежом, завтраки, ланчи и ужины с представителями инвестиционного сообщества. Целью всего этого является построение отношений с бизнес-сообществом, распространение информации о компании, возможность для топ-менеджмента компании продемонстрировать свой талант и умение убеждать аудиторию, но самое главное — это проверка основных посланий компании своей основной аудитории — потенциальным инвесторам.

Расписание регистрационного процесса

Как кандидат на IPO, компания имеет полное право требовать от андеррайтеров и юристов персонализированного расписания. Существует великое множество его вариантов, однако в качестве примера можно привести наиболее типичное.

  1. Первые 30 дней, или "стартовый период".
  2. Период до утверждения "Заявления о регистрации" SEC (на данном этапе все зависит от комментариев и поправок, полученных от SEC во время утверждения заявления).
  3. Дата регистрации — дата вступления в силу регистрации.
  4. Дата вступления в силу регистрации — дата закрытия первичного предложения.
  5. Закрытие первичного предложения.

Обязанностью специалиста по IR является написание пресс-релиза к каждому пункту расписания, подготовка роуд-шоу, участие в написании "Заявления о регистрации", помощь в процессе проведения due diligence. В период IPO каждый из этих пунктов является жизненно важным. В дальнейшем IR-специалисту предстоит вести соответствующий раздел на сайте, выпускать месячный и квартальный Investor newsletter, готовить материалы к собранию акционеров и само это событие.

Главным в работе специалиста по IR является способность просчитывать ситуацию. Любая новость, положительная или отрицательная, всегда сказывается на котировках акций компании, на отношении инвестиционного сообщества. От работы специалиста по IR во многом зависит успех усилий менеджмента. От него они будут узнавать об успехах и неудачах, и каждая новость должна быть подана так, чтобы как можно лучше отразиться на деятельности компании.

 

 

http://patlah.ru

© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.

Loading...

..

Загрузка...

оооооооооооооооооооооооо